Информационный портал Кущёвского района [12+]

Не обмани! Не оскорби! По возможности, помоги!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Баннер

Я служил на линкоре «Новороссийск»...

В. Прокошин. С кущёвцем Василием Андреевичем Прокошиным мы беседуем о его службе на печально знаменитом линкоре. Предлагаем вам историю линкора и человека, служившего на нём.

Историческая справка

«Новороссийск» — советский военный корабль, линкор Черноморского флота ВМФ СССР. До 1948 года корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare).
После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. В 1948 году «Чезаре» отправился в советский порт. А уже в 1949 году после ремонтно-восстановительных работ корабль, получивший новое имя «Новороссийск», принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана.

Призыв

В 1949 году призывник-срочник Василий Прокошин матросом заступил на службу на линкор «Новороссийск». В то время служба на флоте длилась 5 лет.

– Первое впечатление? Безусловно, корабль поражал своими размерами. Громадина водоизмещением 30 000 тонн, длиной 186 метров и шириной в 28 метров с экипажем более 1,5 тысячи человек. Что называется, смотрел с открытым ртом, – отвечает на вопрос Василий Андреевич.

Команда «Новороссийска». 1954 г. Матрос артиллерийской части Вася Прокошин обеспечивал электронаведение третьего ствола на одной из орудийных башен. В обязанности служивого входила также доставка 500-килограммовых снарядов.
По словам Василия Андреевича, условия жизни на корабле были далеки от райских. Жить приходилось весьма стеснённо. Жили там, где служили – в орудийной башне. 60 военнослужащим приходилось располагаться на небольшой площади, спали в три яруса в подвесных гамаках.

 

Дисциплина была железная

– Служба есть служба, человек ко всему привыкает. Со временем то, что казалось невыносимым, превратилось в норму. В шесть подъём, в одиннадцать отбой, – вспоминает Василий Андреевич.
Строгое армейское расписание подразумевало обязательные каждодневные отработки (до автоматизма) боевых задач, которые разнообразили дневальные наряды и прочие поручения офицеров. По субботам матросов ждали стирка и баня.
Тяжёлую корабельную службу не омрачали неуставные отношения на национальной или возрастной почве. О дедовщине не знали, дисциплина была железная. Командиры относились к подчинённым по-человечески. Среди мичманов и офицеров встречалось немало ветеранов Великой Отечественной войны с ранениями и реальными боевыми наградами.
Линкор «Новороссийск» не раз принимал участие в учениях.
– По мишени стреляли за горизонт – 30 километров. Попадали всегда на пять баллов. Вот только из трёх башенных орудий выстрел производили одно-два. Ощущалась нехватка снарядов. Всё-таки корабль итальянский, и в нашей стране только планировали наладить производство оружейных боеприпасов подобного типа.

Здоров, земляк!

Во время службы Василий Андреевич познакомился с кущёвцем Александром Золототрубовым, ставшим потом журналистом и прозаиком (его книга «Сталинградская битва. Зарево над Волгой» – один из источников, положенных в основу фильма «Сталинград» Фёдора Бондарчука). В те годы Золототрубов служил на «Новороссийске» и состоял в редакции корабельной газеты.
– «Здоров, земляк» – вот так по простому поприветствовал меня Александр, – вспоминал Прокошин. – Уж не знаю, как он прознал, что я из Кущёвской, но после этого мы не раз встречались, вспоминали малую родину, обсуждали письма от родных со станичными вестями. Знакомство наше длилось недолго, всего год. После Золототрубов закончил службу на корабле и поступил в харьковское училище.

Историческая справка

Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя и занял место на бочке
№ 3 в районе Морского госпиталя. 29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м.
Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой. В катастрофе погибли 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие были
заперты в отсеках опрокинувшегося корабля – из них удалось спасти лишь 9 человек (семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту). Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.

О катастрофе по радио «Свобода»

На тот момент Василий Андреевич уже год как вышел на «гражданку». О чудовищной катастрофе ему сообщил знакомый, услышавший новость о взрыве по западному радио «Свобода».
– Официальные средства массовой информации молчали и в случившееся на «Новороссийске» с трудом верилось. Постепенно среди людей начали распространяться слухи, подтверждавшие реальность трагедии на корабле. Сослуживцы, боцман и офицер, бывшие на момент взрыва на линкоре, на мой вопрос: «Что же там произошло?», как официальные лица ответили: «Мы тебе сказать ничего не можем», – поведал Василий Андреевич.
Старшие чины, подчиняясь приказу, промолчали, а матросы, с которыми довелось служить Прокошину, были более откровенны. Они рассказывали о страшных вещах, происходивших в момент гибели линкора:
– Когда вода начала проникать в отсеки, люди через люки пытались выбраться на палубу. Буксир, который тянул корабль не справился с весом и завалившаяся на бок махина едва его не задела.

Версии

Существует множество версий причин гибели линкора «Новороссийск»: от немецкой донной мины, взрыва корабельного боезапаса до преднамеренного подрыва. Василий Андреевич твёрдо уверен, что корабль взорвали итальянские диверсанты.
Данная версия наряду с версией об оставшейся с войны немецкой донной мины, пожалуй, является одной из самых вероятных. «За» говорят факты. В Италии накануне передачи линкора СССР открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом. Силы и средства для диверсии в послевоенной Италии имелись. Во время войны на Чёрном и Средиземном морях действовали итальянские подводные диверсанты, которыми командовал «чёрный князь» Валерио Боргезе. Во время войны
10-я флотилия базировалась в портах Крыма.
Василий Андреевич Прокошин просит отозваться и выйти на связь всех тех, кому довелось нести службу на линкоре «Новороссийск», для переписки и личных встреч. Обращаться по телефону редакции газеты «Вперёд».

Фото из архива В. Прокошина.


Следующие материалы:
Предыдущие материалы:

Обновлено 13.08.2018 13:27  
Надо ли запретить детям пользоваться в школе смартфонами?
 
Разрешаете ли вы своим детям есть фастфуд, чипсы?
 
Имеет ли общество право вмешиваться в процесс воспитания ребёнка в семье?
 
А как вы относитесь к чайлдфри (добровольная бездетность)?
 
Ситуация с украинскими кораблями, вошедшими в Керченский пролив и нарушившими целостность российских границ? Ваше мнение:
 
Какую сумму в рублях вы собираетесь потратить на новогодние праздники?
 
Где собираетесь отмечать Новый год?
 
Отношение к 10-дневным новогодним каникулам?
 

Новости дня

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Продаём земельный  участок в ст. Кущёвской (центр) площадью 1883 кв. м. Все коммуникации. Тел. 5-44-70.

Электронная подписка

Теперь свежий номер районки можно выписать на  электронную почту! Газету «Вперёд» в формате PDF вы получите в том виде, в котором она отправляется в печать, и сможете посмотреть её на своём компьютере или планшете.
Стоимость на 2-е полугодие — 360 рублей.
Для этого надо произвести оплату в редакции газеты «Вперёд» (ст. Кущёвская, ул. Красная, 14) и сообщить электронный адрес.
Телефоны для справок: 8(86168) 5-44-70, 5-31-29, 5-31-36.


www.vpered-kr.ru

Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о государственной регистрации СМИ Эл № ФС77-65910 от 06 июня 2016 года.

 

Учредитель-издатель - общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Вперёд"

(Адрес) 352030, Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кущёвская, ул. Красная, д. 14, e-mail: raionka@mail.ru.

Генеральный директор - главный редактор Ольга Алексеевна Кутовая, тел. 8(86168) 5-44-70

12+

© 2010 Газета "Вперёд" станица Кущёвская

При использовании любых материалов Портала обязательна активная гиперссылка на Портал газеты "Вперёд"  Краснодарского края.
При перепечатке в неэлектронном виде обязательна текстовая ссылка на источник информации - <Газета "Вперёд" ст. Кущёвская - www.vpered-kr.ru>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Программы и методы скачивания из Вконтакте .