Аниматоры из Первомайского работают над фильмом в честь 75-летия Победы
В декабре прошлого года девятый раз первомайская студия анимации «КОМП» стала победителем престижного краевого конкурса «Молодой киновек». Конкурс проводится под эгидой Кубанькино и министерства культуры администрации Краснодарского края с 2004 года. Мероприятие рассчитано на начинающих кино- видеолюбителей. «Молодой киновек» – проба пера для нового поколения творческой интеллигенции края. Под председательством известного режиссёра В.И. Мережко конкурсанты соревнуются в номинациях: «Лучший документальный фильм», «Лучший монтаж», «Лучший социальный ролик», «Лучший анимационный фильм» и другие. На конкурсе были представлены 85 работ разных жанров. В частности, такие интересные фильмы, как монументальный труд, рассказывающий о Кубанском казачьем хоре, и короткометражка о железной дороге, которая ведёт в отрезанный от всего мира посёлок. Кущёвцы выставили на рассмотрение конкурсного жюри две работы – анимационные фильмы «Аист и его ученики» и «Казак-гончар».
– В 2004 году наша студия «КОМП» была единственным представителем жанра анимации на конкурсе «Молодой киновек», – рассказывает руководитель студии, учитель информатики Роман Вячеславович Смирнов. – Бум анимации пришёлся на 2012 год (больше всего конкурсных работ). А в этом году жанр несколько сдал позиции в крае, и конкуренция была не столь значительной, как раньше.
За цикл работ в номинации «Лучший анимационный фильм» первомайцам присудили первое место и наградили статуэткой – символом конкурса «Молодой киновек». Над фильмами работала группа из более чем 15 человек, однако по условиям конкурса награждать принято одного. Этой чести удостоился Антон Артёмов, ученик 9-го класса школы № 7 посёлка Первомайского.
Над мультфильмом «Аист и его ученики» работали пятиклассники Никита Жиляков, Матвей Титов, Екатерина Штоль, Элла Закарян, шестиклассники Ксения Голобузова, Ислам Фазиев, а также девятиклассник Антон Артёмов и десятиклассник Игорь Петухов. В основу сюжета анимационного фильма легла одноимённая сказка Михаила Пляцковского. По сценарию фильма, мудрый аист организует школу для лесных зверят и просит их произнести слово «мама». Каждый из учеников аиста начинает на свой лад блеять, квакать, гавкать, мяукать. Аист ставит всем пять, потому что каждый из них сказал «мама», но по-своему, на своём языке. Главное не форма, а содержание.
Первоначально юные мультипликаторы работали с аудио- версией сказки в исполнении Александра Ширвиндта и Михаила Державина. Но впоследствии решили сами озвучить мульт-фильм. Закончили работу за два месяца, как раз ко Дню учителя, таким образом, сделав педагогам замечательный подарок.
Создатели философской притчи «Козак-гончар» – девятиклассник Антон Артёмов, десятиклассник Игорь Петухов и шестиклассник Ислам Фазиев. Антон поясняет:
– Мультфильм повествует о казаке, который хотел научиться гончарному делу. Философский посыл работы сводится к такой, одновременно простой и сложной истине – мы сами лепим себя, как гончар глиняный горшок. В зависимости от того, сколько труда мы вкладываем в этот процесс, может получиться либо горшочек для золота, либо глиняный сосуд для мусора.
Анимационный фильм «Казак-гончар» ребята делали полгода.
Творческий процесс
За относительно небольшим по продолжительности роликом стоят долгие месяцы кропотливого труда. Каждая работа анимационной студии «КОМП» по-своему уникальна. Изначально появляется идея. Чем важнее посыл, тем тщательнее аниматоры прорабатывают сценарий, стараясь передать все нюансы смысла в динамичном действии.
Подготовка декораций – следующий этап творческого процесса. Декорации делаются из пластилина, бумаги или природных материалов. Например, трава из мха, он по своей текстуре подходит как нельзя лучше.
– Пластилин – основной материал. В работе используем в основном отечественный, он хоть и не столь яркий, но в соотношении цены и качества выигрывает иностранным аналогам. Пластилина нужно много. В ходе эксплуатации он загрязняется и для повторного использования не годится, – открывает секреты творчества Роман Вячеславович.
2-3 недели требуется для изготовления декораций. Главных героев и второстепенных персонажей мультфильма участники съёмочного процесса лепят индивидуально, у себя дома. Подход к этому делу у каждого свой. Например, есть такой секрет: оставить фигурку из пластилина в холодильнике на некоторое время. Благодаря воздействию холода материал становится податливее.
Готовые декорации и фигурки персонажей фильма располагают на одном большом столе, согласно сюжетной концепции. И только тогда начинается собственно съёмка – одна из самых трудоёмких составляющих создания анимационного фильма. Статичные фигуры нужно передвигать с филигранной точностью, чтобы движения на экране были плавными. Это действие фиксируется на фотоаппарат. Для анимации допустима частота 12 кадров в секунду. При этом, каждую сцену продолжительностью от 5 до 20 секунд лепят отдельно. По итогу, сотни получившихся фотографий отправляются в специальную программу, где они монтируются в цельный ролик.
Затем наступает этап озвучки. Интересно, что если изначально под сюжет фильма есть готовая музыкальная композиция, то и весь дальнейший процесс съёмки подгоняется под музыкальный ритм. Озвучкой занимаются сами юные аниматоры, голоса персонажей принадлежат именно им. Процесс озвучивания проводится на профессиональном оборудовании в Доме творчества.
Последний технический этап – сведение изображения и звука. Также, для некоторых мультфильмов создаются компьютерные спецэффекты – облака, огонь.
Первыми зрителями первого показа становятся ученики младших классов первомайской школы.
– Если малыши не отрываясь смотрят наш мультфильм, значит он получился. Мы отслеживаем, где внимание школьников ослабевает. Эти моменты нужно доработать, – объясняет Роман Вячеславович.
Новые проекты, новые аниматоры
На момент выхода статьи студия «КОМП» закончила работу над своим новым анимационным фильмом «Журавли». Сюжет такой: под одноимённую песню ветеран рассматривает альбом с фотографиями фронтовых товарищей, снимки оживают, представляя зрителям сцены из солдатского быта. Фильм примет участие в конкурсе «Кадр-2020» института культуры Краснодарского края.
В ближайшем будущем студия планирует снять анимацию по сказке «Три поросёнка».
За последние два года состав студии «КОМП» полностью обновился. Старые участники выпускаются, новые приходят, пробуют себя в качестве аниматоров. Если нравится, остаются и растут профессионально. Бывших «комповцев» не бывает. Выпускники регулярно навещают родную студию, помогают юным коллегам. А Никита Яшин, который в 2004 году, будучи на тот момент учеником 7-го класса, стал одним из первых аниматоров студии, получил высшее образование, работает в своей родной школе учителем физики. И конечно, он продолжает активно трудиться над созданием новых анимационных шедевров.
Фото автора.