Мне лично жаль, что со старшим поколением умирает эта изюминка
«Унучка, слухай, шо дид кажэ. Пиды на горище, прынесь цыбули, та будэмо сидать йысты. Нэси узвар з погрэба, та хай мате у городэ вырвэ кавуна. Та швидко ны стрыбай», – вот один из типичных монологов моего дедушки, возникший в памяти из детства.
Итак, речь о балачке.
Сегодня замечаю, что говорят на ней в основном пожилые станичники, часто ее слышишь в выступлениях фольклорных коллективов Кущёвского района, в песнях знаменитого Кубанского казачьего хора. Застольные песни типа «ты ж мэнэ пидманула, ты ж мэнэ пидвила» мы любим горланить на свадьбах, хотя в послед-нее время заметила, что всё реже и реже. Мой коллега, журналист Дмитрий Дибров, известный вам всем телевизионщик, обучался, как и я, на факультете журналистики в Ростовском университете, в общем, донской человек. И балачка ему не чужда, нет-нет да и завернет с экрана что-нибудь типа «так отож!» или «тю!»
Нынешняя молодежь, к примеру, не балакает, но и до нормативного русского языка ей далеко, и в основном из-за орфоэпии (произношения звуков), а конкретно «гэканья и шоканья», что не прибавляет красоты и грамотности речи.
И все же вернемся к балачке. Неужто уйдет в небытие?! Ведь речь старожилов нашего района плавна, интересна, загадочна и для меня лично – родная. Когда вдруг в каком-нибудь мегаполисе, в Москве, вдруг краем уха в метро услышишь до боли родной говорок, то на душе – ностальжи по своим краям. Или вдали от дома прочтешь томик М. Шолохова «Тихий Дон», пусть и с колоритом донской балачки, мало отличимой от кубанской, – и ты словно в кущёвских хуторах и станицах оказываешься.
С возрождением казачества, начавшимся еще в 90-е, активизировалось движение за возрождение балачки и даже высказывались мысли и идеи за признание ее самостоятельным языком. Многие кубанские ученые предлагали ввести ее в школе, а на НТК был цикл передач на кубанском диалекте с шутками, байками и анекдотами. Но, как ни крути, балачка все же не имеет официального статуса в субъектах Российской Федерации, являющихся территорией ее распространения. Она не используется в качестве основного языка обучения и рассматривается как диалект. Радует, что сегодня хотя бы в школьном предмете «Кубановедение» есть ознакомительные уроки по балачке, расширяющие кругозор и развивающие культурные традиции.
Мнений по поводу балачки – море. Так, на нашем сайте www.vpered-kr.ru эта тема вызвала просто взрывной отклик
читателей: одни возмущаются – типа «кто двигает эту балачку», это старый век, другие же, напротив, приветствуют и даже комментарии на статьи журналистов оставляют на чистой балачке. Не правда ли, удивительно?!
Большинство лингвистов все же высказывает мнение о том, чтобы не вводить изучение кубанского диалекта в школе в качестве обязательного предмета. А вот факультативно, для желающих, возможно. Студенты филологических факультетов края регулярно отправляются в экспедиции – в отдаленные села, станицы и хутора – и по крупицам собирают «перлы» балачки.
Мне лично жаль, что со старшим поколением умирает эта изюминка. С другой стороны, балачке не научишь, ведь впитывается она с молоком матери, с казачьим бытом и традициями семьи. Хорошо, если она останется хотя бы в фольклоре, как культурное и языковое наследие наших предков. А что думаете вы?
Это интересно
Число говорящих на балачке подсчитать трудно, приблизительно около 500 000 человек. Балачка относится к категории смешанных языков, это гибридный говор на основе русского, украинского и других языков с содержаниями тюркизмов и арабизмов. Слово «балакаты» в переводе с украинского означает говорить, беседовать. Балачка или балаканье – это юго-восточные (степные) диалекты украинского языка, развивающиеся самостоятельно на Дону и Кубани и испытавшие влияние русского.
Любопытно
Разновидность балачки, распространенная на Таманском полуострове, переписью 1897 года была отнесена к «малороссийскому языку». С 1930 годов она подверглась заметной русификации. В прошлом году (2011 г.) 12 сентября в этнотуристическом комплексе «Атамань» впервые с большим размахом прошел «День балачки».
Р.S. Материал из архива газеты 2011 г.