
Школа — это нечто большое. Это история села, станицы, хутора, района и края. Человека и общества. И это всё, каким-то гармоничным образом, попадая в душу ребенка не только остается там насовсем, но и прорастает вместе с учеником. Школа закончится, а личная история взаимоотношения с ней останется в душе еще долгое время.
Для того чтобы история отношений со школой началась, необходимо 1 сентября прийти в здание, сесть за свою первую парту, почувствовать волнение от первого звонка и увидеть первую учительницу, классного руководителя, а потом, как по ступеньке, шаг за шагом, класс за классом идти до выпускного звонка.
За свою, 126-летнюю историю кущевская школа № 6 вырастила сотни детских душ. Они окрепли, расправили крылья, стали взрослыми, а школа в который раз встречает новых маленьких учеников, вкладывает в них душу. И так бесконечно.
Свидетель истории
Стены старейшей школы ст. Кущевской были свидетелями многого.
В 1896 году для 50 казачат и иногородних распахнулись двери учебного заведения, построенные на деньги станичников и зажиточных казаков, во главе с атаманом Емельяном Костюком. Учеба для детей из казачьих семей была бесплатная, чего не скажешь об иногородних. Плата за учебу составляла 3 рубля, это очень большие деньги. Первой учительницей в новой школе назначили Евдокию Васильевну Бастрыгину. Наравне с арифметикой, чистописанием, чтением и другими дисциплинами в школе изучали основы православия.
В 1901 году, по инициативе заведующей школы Агафьи Афанасьевны Журавель, построили еще одно здание школы. Девочки и мальчики начали обучаться раздельно. Так было вплоть до 1920 года.
В период Гражданской войны, весной 1920 года, в здании школы расположился штаб 4-го корпуса Первой конной армии под командованием О.И. Городовикова .
В сентябре 1920 года женская и мужская школы объединились. И в этот же год по просьбе родителей и учеников школе присвоили имя украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко.
До 1930 года школа была 4-летнего обучения, позже стала семилеткой для колхозной молодежи. С каждым годом количество учеников прибавлялось и для учеников, с близлежащих хуторов построили здание интерната.
Госпиталь № 3198
В период Великой Отечественной войны школа свою работу приостановила. В 1942 году в Кущевской школе №6 разместился военный эвакогоспиталь № 3198. Чем ближе приближался фронт, тем больше привозили сюда раненых советских солдат. Классы переоборудовали под операционные и палаты для тяжелобольных. Раненых было так много, что приходилось размещать их и на улице, под деревьями. Ученицы школы и станичницы помогали чем могли. Готовили еду, стирали, писали письма родным раненых. К 31 июля 1942-го года госпиталю пришло указание начать эвакуацию бойцов, медицинского персонала и архива госпиталя. Руководство зерносовхоза «Степнянский» в помощь медперсоналу выделило несколько подвод. Колонна раненых, врачей двинулась в направлении станицы Кисляковской, к железнодорожному вокзалу, но мост на реке Кавалерка был разрушен отступающими советскими войсками. Переправа через реку затруднилась. На реке колонну догнали немецкие автоматчики и расстреляли безоружных людей, сожгли архив госпиталя. Так и осталась эта трагедия безымянной.
В 1982 году, на стене бывшей школы, была установлена памятная доска гласящая, о трагической судьбе госпиталя № 3198. На месте расстрела госпиталя установили памятный обелиск. По инициативе ветерана ВОВ Михаила Мартыновича Быченко.
В 1980 году рядом со старой школой распахнула двери новая, на 1176 учащихся, школа №6. Новая школа стала достойной преемницей и продолжателем славных традиций старейшей школы стороны Заречной, ст. Кущевская.
Спустя годы школе присвоили имя Героя Социалистического Труда, первого секретаря Кущевского райкома КПСС — Сергея Терентьевича Куцева.
Открыли музей
В восьмидесятые годы в стенах школы открыли музей Степнянского зерносовхоза и стороны Заречной.
126 лет назад распахнула двери первая школа на Заречной стороне. Учителя, наставники несли знания. И в наше время здание бывшей школы, нынешний Степнянский исторический музей, место, где человек утверждается в своей гражданской активности, место, где нельзя лукавить и обманывать, в первую очередь себя.
О. Городовиков
Ока Иванович Городовиков, (19 сентября 1879 – 26 ноября 1960) – советский военачальник, генерал-полковник (4.06.1940). Герой Советского Союза (10.03.1958). Командующий 2-й Конной армией (1920) во время Гражданской войны в России. Организовал оборону на рубеже Западной Двины, руководил формированием кавалерийских частей, был представителем Ставки ВГК по кавалерийской части в ходе Великой Отечественной войны.
М. Быченко
Михаил Мартынович Быченко уроженец Кущёвского района, х. Ильинка. Родился в ноябре 1908г. «Батрачил на богатеев». В годы войны служил в 4 ККК корпусе. После войны работал в Степнянском совхозе. Михаил Мартынович был талантлив. Его стихи печатали в газете «Вперёд». Из воспоминаний внучки Мещеряковой Л.М.: «Дедушка прошёл войну, часто рассказывал о том, как воевали. Рассказал, что техника была очень важна. Был случай, когда трактор провалился под лёд, так дедушка прыгнул в ледяную воду, смог зацепить машину и вытянуть на берег».
С. Куцев
Сергей Терентьевич Куцев родился 25 сентября 1902 года на Украине в крестьянской семье.
В 1914 году семья Куцевых переехала на Кубань и поселилась в селе Молдовка Сочинского округа.
В Кущёвский район, сильно пострадавший в ходе боев с фашистами, Сергей Терентьевич Куцев был направлен краевым комитетом партии в сентябре 1949 года на должность первого секретаря Кущёвского райкома партии.
18 лет руководил он районом. Сергей Терентьевич вникал во все производственные вопросы – обеспечивал колхозы и совхозы тракторами и комбайнами, планово вводил в строй учреждения культуры, школы, детские сады, больницы. Район первенствовал в производстве сельскохозяйственной продукции.
В. Попандопуло
Первый директор – увлеченная историей Валентина Николаевна Попандопуло. Она не только собирала экспонаты, хранила их, но и в стенах музея привечала ветеранов и тыловиков Великой Отечественной войны, талантливых людей.
Скольким людям она дала старт в известность, сложно подсчитать. Валентина Николаевна ушла, но её дело и сейчас продолжается. В музее проводятся встречи, вечера. Школьники приходят за помощью в поисковой работе, когда появляется необходимость обратиться к первоисточнику.