
Настоящий художник – это не только запачканные красками руки или количество выставок и титулов. Художник – это состояние души. Пронзительный, любопытный, заинтересованный взгляд. Беспокойный характер и способность находить прекрасное.
Николай Григорьевич Никитенко именно такой. Он умеет видеть красоту в мелочах и делится ею с окружающими. Николай награждён многими дипломами. Его работы знают и ценят не только в России, но и в Индии, Японии, Италии, Турции, странах Балтии и на Кипре.
Все мы родом из детства
Николай Никитенко родом из станицы Кущёвской. Его родители Григорий Михайлович и Мария Ивановна работали на железной дороге, поэтому мальчишка заканчивал начальную школу, находящуюся на железнодорожной станции Кущёвка. Там учились дети железнодорожников. Коля с ранних лет увлекался живописью. Перед ним был пример – старший брат Иван. Тот увлекался живописью. Особенно хорошо у него получались пейзажи. Окончив начальную школу, Коля пошёл учиться в школу №16. В шестом классе к ним пришёл учитель рисования Александр Александрович Губа. Он был первым, кто разглядел в мальчишке будущего художника.
После окончания седьмого класса парнишка поступил в Ростовское художественное училище имени М. Грекова. Ещё в училище, в 1958 году, у него состоялась первая выставка, где было представлено несколько его работ.
Дипломную работу художник посвятил гражданской войне. Преподаватели поддержали.
Михаил Андреевич – гордость семьи Никитенко
Николай Григорьевич гордится своим дедом Михаилом Андреевичем Никитенко и с раннего детства хотел быть похожим на него, хотя никогда его не видел, – дедушка погиб задолго до его рождения. Бабушка Марфа много о нём рассказывала. Больше всего мальчишку поразил факт, что, когда хоронили дедушку, – плакала даже его лошадь.
Михаил Андреевич, урядник 1-го Уманского полка, Георгиевский кавалер, погиб во время Сарыкамышского сражения во время Первой мировой войны. За боевые заслуги был награждён двумя Георгиевскими крестами. Один из них получил лично из рук Государя Императора Николая II. За несколько дней до гибели был представлен к 3-му Георгиевскому кресту, но вражеская турецкая пуля прервала жизнь молодого героя.
Сарыкамышская операция 9 (22) декабря 1914 — 5 (18) января 1915) – оборонительная операция русской Кавказской армии против наступательных действий турецких войск в районе населённого пункта Сарыкамыш Карсской области Российской империи в ходе Первой мировой войны.
Творить по душе
В 1960 году Николай Никитенко, успешно закончив училище, вернулся в родную станицу и стал творить в художественной мастерской (филиал Краснодарского художественно-производственного комбината) под руководством Льва Николаевича Хачатурова. Художники-оформители изготавливали агитационные плакаты для колхозов, совхозов, предприятий и районных мероприятий.
Они не только вместе работали, но и отдыхали, общались, дружили семьями. Были одной командой. Николай Григорьевич благодарен своим старшим наставникам: Льву Хачатурову, Михаилу Беляеву, Илье Фененко и, конечно, Александру Губе. А. Губа работал в школе №16, но был частым гостем мастерской, так же, как и Виктор Четин, который трудился на кущёвской компрессорной станции.
Мастерская просуществовала до конца 80-х годов. Илья Фененко, Лев Хачатуров и Михаил Беляев ушли на заслуженный отдых, Николай полностью отдался творчеству.
Тяга к настоящему искусству
Работа в мастерской нравилась Николаю, но тяга к настоящему искусству не покидала его. Художник ездит в разнообразные творческие командировки: в Горячий Ключ, на Академическую дачу в Крым, в Центральную Россию, где без устали работает над любимым жанром – пейзажем, занимается планерной живописью (работа на воздухе). Участвует в разнообразных выставках, получая самые высокие оценки своего творчества. И постоянно учится и познаёт новое.
В 1988 году Николай Никитенко был принят в члены Союза художников РСФСР.
Выставка в родной станице
В 1998 году в станице Кущёвской прошла персональная выставка Николая Григорьевича Никитенко. Она проходила в кущёвском музее и имела большой успех. Станичники гордились и восхищались талантом своего земляка.
Большое место в творчестве художника занимают храмы, соборы и монастыри: Горицкий, Даниловский, Новодевичий в Москве; церковь Вознесения, где венчались Александр Пушкин с Натальей Гончаровой. Нашлось место и кущёвскому храму Иоанна Богослова. Работы местного художника завораживают станичников.