Несмотря на принимаемые кубанскими полицейскими меры профилактического характера, в течение 2021 и 2022 годов на территории Краснодарского края выявлены 4 несовершеннолетних, планировавших совершить скулшутинг (случаи нападения учащегося или стороннего человека на учащихся в образовательных организациях).
О профилактике буллинга (травли) в подростковой среде шла речь в Краснодаре в общественном объединении правоохранительной направленности «Кубань – территория безопасности» на краевой онлайн пресс-конференции.
Основными спикерами на пресс-конференции стали сотрудники ГУ МВД России по Краснодарскому краю, представители Общественного совета при ГУ МВД России по Краснодарскому краю, СМИ в онлайн-формате.
Анна БЗЫКОВА, специалист-психолог Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю:
– Школьная травля, или буллинг – это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чём-то слабее их, – сказала Анна Анатольевна. – Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами – гневом, страхом, желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскоб-ления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.
Для изменения ситуации критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.
Учителя не всегда выбирают действенные методы борьбы со школьной агрессией. Порой они прибегают к жёстким и бессистемным методам, которые лишь усиливают буллинг.
Силовые методы неприемлемы: они закрепляют жестокость. Невмешательство в подростковый конфликт — тоже не вариант.
Не случайно одно из исследований показало, что склонность педагога к прессингу служит распространённости травли. К тому же школьники воспринимают порой учителей как людей, не готовых помочь.
Невмешательство в подростковый конфликт ведёт к опасным последствиям. Жертва убеждается в своей беззащитности. Падает её самооценка, растёт риск депрессии и суицида. По сути, это травма на всю жизнь. А агрессор, чувствуя безнаказанность, привыкает и дальше действовать силой.
Стратегия действий на уровне школ предполагает два момента. Это принятие чётких, справедливых и единых для всех правил поведения, а также формирование доверия между педагогами и детьми.
Главные векторы работы с агрессором
Во-первых, до него нужно донести всю серьёзность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств.
Во-вторых, агрессору нужно вернуть ответственность за сделанное и дать возможность исправить ситуацию. Что именно ребёнок-булли может сделать, решается в диалоге со взрослым – учителем или школьным психологом. Если речь идёт о физической порче вещей, может стоять вопрос компенсации испорченного. Если травля выражалась в слухах и сплетнях, то нужно их официально опровергнуть и извиниться перед жертвой.
В-третьих, у многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества. Их надо использовать во благо: они могут организовывать школьные события, помогать с учёбой тем, кто в этом нуждается.
В-четвёртых, в рамках профилактической работы важно доносить до детей разницу между доминированием и лидерством. Не понимая её, активные ученики могут «перегибать палку» и причинять другим боль.
И, наконец, иногда причиной буллинга бывает банальная скука. Когда учебный процесс предполагает активную вовлечённость учеников и им интересно, то сил и времени на то, чтобы обидеть «ближнего своего по классу», остаётся гораздо меньше.
Василий БАБАК, замдиректора Всероссийского детского центра «Орлёнок» отметил, что проблема буллинга – травли в детских коллективах – актуальна не только в постоянных детских и подростковых объединениях: школьном классе, группе в техникуме, секции в спортивной школе. Существует она и во временных, таких как отряд или команда в детском лагере.
Чтобы не допустить подобных проявлений в подростковой среде, педагогический коллектив ВДЦ «Орлёнок» главной задачей по профилактике буллинга в лагерях Центра ставит создание образовательной среды, свободной от насилия, способствующей развитию и самореализации детей и подростков, формированию у них здорового и безопасного образа жизни. Это комплексная работа, в которой заняты все педагогические отделы и службы Центра.
В случаях выявления буллинга в отряде проводится комплексная работа психолого-педагогической службы и отрядных педагогов.
Александр РУНОВ, начальник Отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Краснодарскому краю, привёл примеры работы кубанских полицейских по предотвращению вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность, недопущению случаев нападения учащегося или стороннего человека на учащихся в образовательных организациях (скулшутинг), предупреждению случаев травли несовершеннолетних (буллинг) в детских коллективах.
Буллинг, будучи социальной болезнью, нарушает закон, и именно по этой причине самым эффективным способом воздействия на агрессора является обращение к инспектору по делам несовершеннолетних.