Знаменитый УАЗ-469 из серии джип имеет долгую и славную историю. Ульяновский автомобильный завод в постсталинскую эпоху вступил с ГАЗ-69, машиной более гражданской, чем утилитарный ГАЗ-676 военных лет, но всё равно простой и суровой. А ветер перемен требовал смены мод и машин. В 1955 году началось проектирование нового авто. По образу американских перспективных джип должен был стать амфибией с возможностью установки безоткатного орудия в кузове. Разработка шла с трудом, за океаном от неё отказались. И тогда мы, верные лозунгу «догнать и перегнать Америку», тоже ушли от сложной разработки. Догонять-то стало нечего.
Решили делать другую. На этот раз военные потребовали сделать машину такой, чтобы она могла идти в колонне за советскими танками. Непростая задача – нужен был клиренс 400 мм. Но с ним машина оказалась неустойчивой. После проб и ошибок создали и начали испытывать УАЗ-469. На машине применили особую зависимую рессорную подвеску с колёсными редукторами. Много узлов взяли от «буханки». Рама, «волговский» мотор от УАЗ-452. Просвет стал 300 мм. Выше не получалось. «Армейский» вариант УАЗ-469 вошёл в серию в 1973 году. Гражданский (просвет 220 мм) УАЗ-469Б с «колхозными» безредукторными мостами и другой главной передачей пошёл в серию на год раньше.
Был такой случай
Когда после окончания Ростовского педагогического института я пришла в редакцию газеты «Вперёд» рядовым корреспондентом, то выяснилось, что просторы Кущёвского района здесь покоряют на этом самом «бобике», как ласково звали мы вездеход. Асфальтных дорог в 70-е годы прошлого века было с гулькин нос, а потому наш уазик оказался настоящей палочкой-выручалочкой. Одна беда – был он холодным, что собачий нос на морозе. Сквозняки гуляли по салону, поездка в дальнее село нет-нет да и становилась экстремальной. Да и не всякую дорогу брал трудяга- «бобик». Однажды редакционная группа в мороз и ураганный ветер застряла по пути в село Полтавченское, колея была по колено и родимый джип заглох.
Но это было вчера. В 1980-1985 годах в СССР модернизировали УАЗ-469, он получил новые индексы, его разрешили покупать частным лицам. В 2011 году выпуск обеих модификаций прекратили, вместо них стали выпускать УАЗ 469 – «UAZ Hanter”. И ещё. В советские времена УАЗ-469 собирали на Кубе и во Вьетнаме.
Однако советский внедорожник верой и правдой служит Родине и сегодня, ведь его конструкция чётко подведена под требования армейского заказчика. Как по её характеристикам, так и по ремонтнопригодности, неприхотливости, технологичности.
В этом смогли убедиться казаки и афганцы Союза «Боевое братство». В апреле добровольцы готовили гуманитарную помощь для бойцов отряда «Дон» (сюда входят и кущёвцы), когда ночной звонок заставил поломать голову. Дело в том, что машина с гуманитарной помощью в Херсонскую область сломалась на трассе, что лежит через Кущёвскую. Стали разбираться: что да кто? Выяснилось — коллеги! Казак с позывным «Малюта» на стареньком «бобике» застрял в дороге, видавший виды джип, не раз побывавший на передовой, потребовал ремонта. Разобрались, отволокли машину на соседнюю СТО, груз перебросили на свой транспорт и отправились на фронт. Через неделю «бобик» с отремонтированным двигателем уже ждал своего хозяина. И снова казаки и афганцы загрузили гуманитарку, на этот раз задействовали тот самый джип, да двумя автомобилями вновь пересекли Херсонскую область. На этот раз везли бойцам маскировочные сети, продукты питания, средства радиоэлектронной борьбы, приборы ночного видения. Старенький УАЗ-469, собратья которого служат армии от Никиты Сергеевича Хрущёва до Владимира Владимировича Путина, и на этот раз отлично справился с поставленной задачей.