Неожиданная встреча
Всё случилось в декабре. Наталья Владимировна торопилась на концерт. Вызвала такси. Водитель автомобиля оказался геологом, подрабатывающим во внеэкспедиционный сезон извозом.
– Очень интересная история получилась, – заметила Н.В. Носачева. – Совершенно неожиданно встретились два человека, увлекающиеся точными науками. Кто бы мог подумать, что среди таксистов окажется химик или геолог? В разговоре дошли к любимым видам камней. Для меня лучшим металлом был иридий, самый прекрасный и недооцененный из всех металлов. Простые люди ценят золото или серебро, а об иридии не каждый знает.
По приезде на место, таксист открывает багажник машины – он полностью забит образцами металлов – и дает один из камней мне. Неожиданный сюрприз, – подчеркнула Наталья Владимировна.
Самородок
С появлением самородка всё и понеслось.
Н. Носачёва рассказала ребятам в школе про подарок, и трое парней из 9 «А» класса: Иван Шотт, Святослав Задоя и Илья Гунько взялись за исследование камня. Они даже не заметили, как химия полностью их поглотила.
Конечно, школьная мини-лаборатория не всегда даёт возможность развернуться в работе, нежели научная или криминалистическая. Усложнил задачу и состав камня: никто понятия не имел, из чего природа его сотворила.
– Интересен был тот факт, что девятиклассники самостоятельно занялись исследовательской работой: ведь результат не спишешь из Интернета – образец в единичном числе, – утверждает педагог. – Ребята приобрели множество навыков, задействовали знания физики и географии, работали с реактивами и лабораторной посудой. У них появился базис, который обязательно пригодится в дальнейшей учёбе, если они станут профессионально изучать химию.
Учитель помогала ученикам сформировать гипотезу, подтверждать её, опровергать, делать соответствующие выводы. Девятиклассники даже поучаствовали в съемке видео, где для канала «Кубань 24» рассказали о сути своей долгой работы.
Слаженная команда сегодня ищет новые реактивы, чтобы углубить изучение материала. С просьбой о помощи решено обратиться в Южный федеральный университет.
Между прочим, друзья в химии оказались случайно. Ваня пришёл из школы № 6. И сам не ожидал, как увлечёт предмет. С удовольствием после уроков проводит с ребятами опыты. Святославу тоже никогда не были интересны образцы металлов, но что-то изменилось. Илья же с 7-го класса понял: точные науки – его.
Исследование
В начале исследования самородка ребята даже не представляли, во что «впряглись».
В самом начале в кабинете технологии болгаркой они разрезали образец металла, чтобы изучить срез. Удивительно, но при работе инструментом от самородка не отделялись искры, как обычно происходит. Металл при разрезании начал накаляться. Уже это дало пищу для размышлений.
Отделив кусочки, стали «химичить». Первым был HNO3 или азотная кислота, которая известна своими особыми свойствами растворять все материи, кроме золота и платины. В ходе эксперимента выяснилось, что в растворе масса изучаемого объекта не уменьшилась, значит, и не растворилась. Факт ввел экспериментаторов в небольшой ступор: не этого ждали они от «пришельца».
Дальше кусочек самородка опустили в раствор щелочи – и тут образец потерял половину своего веса. В ходе реакции растворились металлы. С гидроксидом калия образовалась комплексная соль, которая растворилась в щелочи. Раз так - в такую реакцию могут вступать металлы: бериллий, цинк, алюминий, олово, свинец. Интересно, но... Образец металла имел магнитные свойства, что доказал эксперимент, однако магнитные части не растворились в азотной кислоте... Что за чертовщина, противоречащая прошлым исследованиям?
Группа юных исследователей полагала, что в составе образца находятся алкалоиды или актиноиды, которые известны своими радиоактивными свойствами. Однако при использовании счетчика Гейгера при определении радиоактивности самородок показал радиационный фон в пределах нормы. Следовательно, радиоактивные металлы следовало исключить.
Позже провели опыт с йодом, в ходе которого образец изменил свой цвет на бурый с оттенком зеленого. Это доказывало: металл в составе самородка вступает в реакцию с йодом.
– К сожалению, точно установить, что за металлы могут быть в составе образца, нам пока не удалось, хотя половину таблицы Менделеева мы уже «отмели», – поделился с корреспондентом газеты «Вперёд» Илья Гунько.
– И точно поняли, что в состав могут входить металлы платиновой группы: иридий, осмий, палладий, рутений, родий и золото. Однако заметили, что цвет металла не имеет желтизны. Значит, золото точно исключаем из этого списка, – объяснил Святослав Задоя.
Последним был эксперимент с медным купоросом, который тоже не дал результатов. Получается, в составе самородка вещества менее активные, нежели медь, которую использовали в опыте. Отсюда подсказка, куда двигаться дальше.
Ещё один эксперимент, которым планирует заняться группа – попытаться растворить часть образца в царской водке (смеси концентрированных азотной HNO3 и соляной HCl кислот). Она растворяет абсолютно всё.
* * *
Наталья Владимировна Носачева более 25 лет отдала родной школе № 1.
Окончила химический факультет Ростовского государственного университета. За годы работы не раз получала почётные награды за труд: победитель конкурса «Учитель года Кубани – 2005», победитель конкурса лучших учителей России – 2006 г., звание «Заслуженный учитель Кубани».
Она вырастила двоих сыновей, а на её приусадебном участке – замечательные цветы. Живёт с девизом: «Лучше быть вулканом Кракатау, чем дымком от паровоза».