Главы районов намерены заставить регионального оператора работать
Мусорная проблема обострилась в Кущёвском районе настолько, что стала вызывать уже не слёзы, а смех. Мол, ага — опять две недели стоят у дворов мешки, распространяя зловоние при 30-градусной жаре и бешенном суховее, а «Чистая станица» и в ус не дует.
В общем, терпение кончилось, отписки перестали брать во внимание. В минувший вторник в администрации Кущёвского района главы шести районов: Ейского, Каневского, Староминского, Щербиновского, Ленинградского под председательством зам. министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края М.Н. Краснощековой вызвали на ковёр возмутителей чистого спокойствия. Удивительный случай – они не только отозвались (региональный оператор, он же владелец «Чистой станицы», находится в Красноярске), но и прислали учредителя вместе с директорами субподрядчиков из Каневской и Староминской.
Слушать исполнителей мусорной реформы было, что нектар хлебать, да не ложкой — поварёшкой. Вот только главы муниципальных образований на сладкие посулы не клюнули, устали от обещаний да и горько наблюдать, когда некогда чистенькие и уютные центры, хутора и посёлки превращаются в уродливые свалки. Впрочем, всё по порядку.
Итак, согласно реалиям сегодняшнего дня, за вывоз мусора, который мы производим с лёгкостью необыкновенной, отвечает город, расположившийся за 5000 км от Кубани. Есть местные субподрядчики, которые по идее всё видят и заинтересованы коммерчески в недопущении свалок на подведомственной территории. Но чёрт кроется в деталях, а они таковы, что концы не сходятся, как в том анекдоте: то Маньки нет, то Ваньки, а то и вовсе раствор ёк.
К примеру, предприятие, обслуживающее 6 районов, насчитывает 44 машины, по другим сведениям, 36, но за тем же Кущёвским районом закреплено 2 (субподрядчик утверждает, что 4).
– Ладно, берём 4, – говорил И.А. Гузев, стоя у карты. – До ближайшего полигона – 50 км. В районе 74 населённых пункта, как ни крути – каждая машина может собрать ТБО не более чем на двух улицах, сделав по два рейса. Или убрать по 2 контейнерных точки. Кто-нибудь просчитывал логистику вывоза, соотносил ёмкости машин и потребности жителей? И почему, поднимая тарифы, «Чистая станица» печётся не об интересах жителей, а только о прибыли? Притчей во языцех стал вывоз мусора, складированного на контейнерных площадках вне самих контейнеров. Кто должен их чистить? Муниципалитет? Встаёт вопрос о лицензиях для вывоза, дополнительной строке расходов, допуске на полигоны. Для чего эта круговерть, если собственник подмял под себя эти услуги?
Слова главы района дополнил заместитель прокурора района Р.А. Фоменко. По его утверждению, закон запрещает муниципалитетам использовать бюджет на подобные цели, да и средства, которые население платит за вывоз ТБО, предполагают наведение порядка и вокруг контейнеров.
Но не зра говорится: закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло. Не готова «Чистая станица» поступиться выгодой, разом вывезти то, что сложил народ на площадках. Особенно, если это ветки или сухая трава. Главы муниципалитетов и тут идут навстречу — создают службы по переработке веток (Кущёвское с/п, кстати, приобрело такую технику, правда, саму услугу что-то не видать). Кроме того негласно вводятся послабления по сожжению травы. Но это на усадьбах, а куда девать бурьян с клумб многоквартирных домов? Создаётся впечатление, что с мусорной реформой мы поспешили, поставив телегу впереди лошади.
Хотя, сама ООО «Чистая станица» так не считает. Здесь думают о задней загрузке машин, цифровизации, озеленении площадок, даже установке лавочек. Планируют пропаганду в детских садах и школах раздельного сбора мусора. К 1 сентября, по словам
А.Г. Носенко, директора ООО «Чистая станица» ст. Ленинградская, выплатили водителям, имеющим детей-школьников, небольшие премии.
С глянцеванием проблем никак не согласен тот же глава МО Староминской район В.В. Горб.
По его мнению, предприятие в первую очередь должно заняться увеличением парка машин, значительно устаревших. Во-вторых — не отмахиваться от кадрового дефицита подачками водителям. Владимир Васильевич рассказывал, как проводил работу с руководителем Центра занятости, обязывая его в сжатые сроки найти водителей для «Чистой станицы». Оказалось, что шофёров нет по определению. Многочисленные частные школы готовят водителей категории «А» и «В». Их квалификации не хватает для управления сложными мусороуборочными агрегатами. Нужна категория «C», которую готовили автошколы. И ещё — зарплата в 70 тысяч и дурно пахнущий труд уже никого не устраивает. А ведь зарплата подборщика ТБО и того меньше. Каторжная беготня от пакета к пакету по жаре и холоду не престижна в обществе и навряд ли способствует здоровью рабочего.
Что делать? Где взять людей, непосредственно занятых на сборе мусора? Неужто ждать мигрантов, тех же узбеков, например? А кто решит проблему учителей в школах, полицейских в силовых структурах, почтальонов на почте России? И в эти структуры мигрантам дорогу откроем?
– Искать кадры надо на месте, – жёстко сказала зам. министра топливно-энергетического комплекса М.Н. Краснощекова. – И создавать условия для их проживания, если это люди из соседних российских регионов. Решил же проблему 163-й БТРЗ, построив благоустроенное общежитие для своих рабочих! Или вот пример. На одном уз мусорных полигонов Краснодарского края долгое время не могли избавиться от текучки кадров. Когда проблему исследовали, то выяснилось: людям негде принять пищу, а брать с собой или готовить на месте не с руки. Открыли столовую, наладили вкусное питание и люди перестали увольняться.
Кстати, о полигонах. Этот вопрос поднимал не только глава Кущёвского района И.А. Гузев, но и глава МО Ейский район Р.Ю. Бублик.
– Осталось полтора года, позволяющего пользоваться мусорным полигоном в Ейском районе. Когда ООО «Чистая станица» будет строить новый и где? – спросил напрямую Роман Юрьевич учредителя И.В. Ильина.
Удивительно, но чёткого понимания этого вопроса у Ильи Викторовича не было: то ли в течение 5 лет, то ли в течение 2,5... Возможно, это связано с тем, что Ильин человек новый и какими-то цифрами не владеет, однако же понимание стратегии бизнеса у него должно быть. Или я ошибаюсь?
Зато Ильин помнит о сотнях миллионов дебиторской задолженности за вывоз мусора. Хотя и тут пробел и в самую пору прислушаться к главам муниципальных образований и прокуратуры Кущёвского района, предлагающих визивиализировать абонентов. У предприятия не всем сёстрам раздают по серьгам — иные юридические лица годами производят горы мусора, но традиционно не платят за него ни копейки. Это вовсе не означает, что недобор надо сдирать с населения в три шкуры сразу. Или я опять ошибаюсь?
Главы шести районов края по инициативе Кущёвского района приняли при содействии министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края своеобразный «меморандум», принуждая регионального оператора неукоснительно исполнять свои обязательства перед населением. В ином случае последует разрыв выгоднейшего для ООО «Чистая станица» контракта. Дружба дружбой, а деньги врозь. Через 2 недели под эгидой профильного министерства края главы вновь пригласят исполнителей мусорной реформы на производственную планёрку и спросят, что сделано.
Да мы и сами увидим: исчезли горы мусора или оператор продолжает вешать народу лапшу на уши. Этого точно не надо делать – известно, что при достижении критической массы лапша может и изменить своё месторасположение.