Беспощадно красивый фильм идёт в кинотеатре «Дружба» до 28 октября
Конечно, это мужское кино. Ладно скроенное и крепко сшитое. Герои, как и их боги, упрямые, дикие. Нравы могучие, как горы, леса и реки, их взрастившие.
Батальных сцен много. Иное сердце, к примеру, того, кто сбежал от призыва частичной мобилизации в Казахстан или другое зарубежье, точно приведут в смятение. Мечи, копья, горящие стрелы – и все: на погибель человеческую. Порой кажется, что драк очень много и только после просмотра понимаешь: в самый раз. Дело в том, что у каждой битвы своя задача.
Первая битва – настоящая средневековая бойня. В её центре оказывается молодой княжич. Детские глаза выхватывают самое страшное: гибель отца, насилие домочадцев, пожар... Сгореть бы маленькому Михану, если бы не верный соратник отца — Полюда. Это он спасает от гибели двух детей, вокруг которых закрутится сюжет. Это Полюда воспитает в мальчишке мужчину, проведёт советами по жизненным перипетиям и примет смерть от московских бояр, супротив которых идёт Михан в желании сохранить независимость княжества. Это потом, через кровь, поражение, плен он осознаёт, что в Москве — сила. Там рождается государство российское! Там сосредоточение веры — опоры в борьбе за выживание.
Вторая батальная сцена — скорее и не битва в чистом виде, а её метафора. Языческий вождь на мифологическом коне-лосе и духовный подвиг епископа (его роль великолепно исполняет Евгений Миронов). В страшную метель тащит епископ свой крест на деревянную церквушку. Срывается на куполе, вгрызаясь в кровлю ногтями. Остаётся жив, не отступает и через силу водружает на верхотуре крест. В этот момент и происходит перелом сражения. Князь Михан выходит победителем в схватке, берёт в полон язычника, садит лесного зверя на цепь. Грубо, жестоко? А точно в средние века следовали высокому штилю в борьбе за жизнь?
Хотя посылку с вырезанным человеческим сердцем можно было, наверное, и не навязывать зрителю. Но это сугубо женское мнение.
Настоящая батальная сцена развернулась в конце фильма. В ней огромная массовка, что по меркам сегодняшнего кинематографа большая редкость. И ещё один плюс финальной битвы с московитами: деликатность компьютерной графики, которой режиссёры давно перекормили зрителя. В «Сердце пармы» она очень реалистична. Может, потому, что настоящие каскадёры, владеющие оружием, были на первом плане? Рубились они так азартно, что компьютерную подделку зритель не замечал. Только сострадание и боль заполняли душу: вот любимый герой сложил голову, вот другой пронзён копьём, раненного раздавил скакун в тяжёлых доспехах...
А если это любовь
И всё-таки «Сердце пармы» не только сражения, языческие обряды да шаманы, отгоняющие злых духов и приносящие в жертву человеческие сердца. Это ещё история о любви, без которой фильм просто не сложился бы. История нежности, преданности, самопожертвования, предательства. С детства любит Михан прекрасную девочку, дочь тайги. Чувство это запретное, поскольку из девочки вырастает чудесная женщина, перерождающаяся в мифологическое существо — ламию. Ведьму, по-нашему. Не влюбиться в неё невозможно. Глаз не оторвать от монголовидных чёрных очей; полных, великолепно очерченных губ; прекрасного овала лица, роскошной гривы волос. Ламия пару раз мелькнула (именно мелькнула) на экране обнажённой, нисколько не оскорбив взыскательный взгляд несовершенством фигуры и стати. Ещё бы — волшебница! Не удержался перед чаровницей и князь Михан. Не удержался, хотя пришлось сражаться с окружающим миром; теми, кто пришёл завоёвывать его в поисках богатств и новых земель; где с корнем вырываются обряды язычников. Именно их представительницей является его любимая.
И ещё
Это большое и умное кино, которое стоит посмотреть обязательно. Хотя бы потому, что в нём заняты замечательные артисты. Александр Кузнецов (князь Михан), Елена Ербакова (ламия), Сергей Пускепалис (Полюда, советник князя, правившего пермскими землями). Если для Кузнецова и Ербаковой кинокарьера только начинается, то для Сергея Пускепалиса — это последняя роль в кино. Звёздная, замечу. Ещё недавно Пускепалис представлял «Сердце пармы» на 44-м Московском фестивале, а потом трагически погиб, отправляя бронированный автомобиль защитникам Донбасса.
Фильм смотрела
О. Кутовая.