К 50-летию БАМа
Продолжаем рассказ про героев БАМа, которые внесли в её строительство немалый вклад. В Кущёвском районе 7 земляков, участвовавших в возведении пути к Дальнему Востоку. Один из них — кущёвец, Николай Клевцов.
Служба
Свой путь в край суровой, но прекрасной тайги Николай Николаевич начал ещё в 1974 году – в самом начале БАМа.
В 1973 году закончил он школу, а позже – водительские курсы. Юному Николаю не хотелось обременять родителей, сидеть у них на шее, поэтому он сразу пошёл работать в совхоз.
В мае следующего года парнишку призвали в армию. Он попал в железнодорожные войска.
– Прошёл обучение в учебном полку железнодорожных войск. Мне предлагали остаться в учебке, но тяга к приключениям и романтике пересилила все перспективы. В тот момент была на слуху стройка века: о ней везде писали, говорили и звали туда. Ну, я и захотел попробовать. А почему нет? - поделился Н.Н. Клевцов.
Свой путь на БАМ кущёвец начал со станции Лозовой в Харьковской области, куда его отправили после обучения. Попал туда на переформирование уже в звании младшего сержанта.
Дальше — в механизированный батальон. Клевцов занимался с молодыми бойцами, которые только прибыли на службу. В отделении Николая Николаевича было 11 человек 9 национальностей: русские, узбеки, украинцы, азербайджанцы, таджики, евреи и т.д.
Сибирские морозы
На Дальний Восток отправились в феврале. Прибыли на станцию Ургал.
– Первое, что я запомнил об этом далеком крае – суровые морозы, они не похожи на наши, кубанские, – вспоминает мой собеседник. – Иногда температура опускалась до 58 градусов с минусом, нам в такую погоду приходилось работать. Что такое минус 50? Рубишь дерево топором, а он крошится: разлетается метал в разные стороны. Лиственницы тоже замерзшие. Пытаешься её распилить, а с неё летит лёд (замерзший сок дерева). С сибирскими морозами не шутят. Хоть и одевались мы тепло: валенки, полушубки – морозец норовил кусать спину, словно волк. Сидишь возле костра, вроде бы тепло, а спина мёрзнет. Единственным спасением от таких морозов была работа, которая не давала замёрзнуть, – говорит Николай Николаевич.
Со станции Ургал отправили солдат вертолётом глубоко в тайгу. Снег по пояс, кругом голые деревья и больше ничего. Высадили отряд на заснеженной поляне. Лётчики показали направление пути, и пошли солдаты вперёд по глубоким сугробам.
Нашли дорогу, а потом и солдатские палатки. Они принадлежали Омскому мостовому батальону. Такие сооружения не похожи на простые туристические. Они возводятся большими, чтобы помещать в себе около 60 солдат. Делается сруб, настилаются полы, ставят стропила, натягивают подпалатник и сверху само основание палатки. Там есть даже окна, а главное — хорошая печка. Кирпичная, труба от печки проходила практически через всю палатку. Тоёила она достойно, настолько разгоралась, что в помещении было хорошо.
С лета находились на станции Алонка. Называлась она так в честь реки, возле которой стояла. Речка Алонка в переводе с местного наречия значит Ведьма.
Отряд заселился в палатку. Начали трудиться. Работал вместе со своими ребятами и Николай Николаевич, старались обеспечить жильём весь батальон, который состоял из 5 рот. Тогда было зачислено 120 человек. Позже вместе со своими солдатами Клевцов строил автомобильную дорогу жизни, имевшую не меньшее значение.
В начале июня получили КрАЗы (большие грузовые машины). Н.Н. Клевцову дали одну из них. Работало на каждой машине по 2 человека в 2 смены.
Про героев БАМа всё время писали газеты. О стройке дороги в той самой тайге рассказала газета «Красная Звезда» в статье, называвшейся «Дорога уходит в тайгу». О Н.Н. Клевцове там сказано немало добрых слов. Николая Николаевича наградили дипломом Хабаровского крайкома комсомола как строителя БАМа.
– Служба на Алонке оказалась неоднозначной. Была и романтика, которую я когда-то искал, и проблемы. В первое время прибывания отряд питался скудно. Дают булку ржаного промёрзшего хлеба – с ним ничего невозможно сделать, только топором рубить. Мы и делили его топором. Из всех деликатесов – консервы с килькой. Ставили банки на печку и грели. Так и питались. Единственное, что спасало – кофе со сгущенным молоком. Нальешь себе большую кружку и смакуешь. – рассказывал Николай Николаевич.
В 76-ом году батальон, где был Н. Клевцов, направили работать на стройку станции Герби, ближе к Комсомольску-на-Амуре. Здесь тоже начинали с нуля: сразу стали ставить сборно-щитовые здания (казарму), а дальше строили уже сам БАМ.
В дороге к новому месту мы проезжали заброшенные постройки, с остатками насыпи от старого железного пути, мостовые пролеты. Ведь БАМ начали строить ещё в 30-е годы – очень нужна была магистраль стране.
Остались в памяти яркие воспоминания, когда каждое утро после подъёма в 6 утра включали радио, вся в/ч слушала песню Анны Герман «Надежда», которая навевала воспоминания о доме. Так она всем нравилась – сон сразу отступал. Нам песня дарила надежду на светлое будущее, которое мы сможем построить, – пояснил бамовец.
И носило его...
В июне уволен в запас. После грандиозной стройки Николай Николаевич отправился на другую, в Туву, где строил асбестовый комбинат.
В школе увлекался гиревым спортом, даже в армии, случайно увидев гири, выпросил разрешение у старшины в свободное время заниматься таким видом спорта. Собрал небольшую группу физкультурников. А всё потому, что в детстве вдохновился фильмом про разведчиков, где пожилой человек крестился вместе со стулом в руке. Позже уже сам мог повторить подобный трюк.
Много где был Клевцов. Однажды отправили его в командировку в наши родные края, в Кущёвскую, где судьба подарила Николаю Николаевичу подарок на праздник Веры, Надежды и Любви — супругу Леночку. С ней много лет в браке. Вот что значит судьба.
Два года прожили супруги в Ставропольском крае, после переехали в Кущёвскую, где построили дом.
Жена Лена окончила торговое училище в Краснодаре. Работала на мясокомбинате. Родили троих детей, уже есть трое внучек и два внука, в семье ждут правнука.