Технология – неотъемлемая часть жизни любого современного человека. Сейчас на каждого жителя нашей страны приходится несколько девайсов: телефон, компьютер, планшет. Уже теперь мы не можем обойтись без полезных агрегатов, значительно упрощающих нашу жизнь. А что нас ждёт дальше?
О цифровизации, информационной безопасности, уроках информатики и многом другом рассказал учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 7 им. Кошевого Ф.А. пос. Первомайского, руководитель объединения «Комп» Роман Вячеславович Смирнов.
– Роман Вячеславович, как Вы оказались в столь необычной и сложной профессии?
– Я родился в замечательной династии педагогов. Моя мама – учитель русского языка и литературы. Детство прошло в школе, рядом с ней. Не раз я видел её прекрасные уроки, также воодушевлённый взгляд, с которым она проводила каждый день в школе.
В своё время я грезил стать военным, однако, не срослось. Случайно оказался в педагогическом: с другом за компанию поступил в Армавирский государственный педагогический университет, где стал изучать дивную науку преподавания. Там-то и понял: преподавать – мое призвание.
По образованию я физик и информатик, люблю эту сферу. С точностью могу сказать, что моё сердце полностью занято цифрой: математикой и информатикой.
Конечно, преподавание – непростая профессия. Она каждый день приносит что-то новое. Уроки и темы – всё разное. Учить детей – дело тяжёлое, не всегда благодарное. Но удовольствие от общения с детьми, понимание важности дела, особенно если мы говорим о науке чисел и информации, перевешивают минусы. Это высший класс: самая лучшая работа в мире. Об этом вам скажет каждый учитель.
Сейчас я ещё и завуч, что накладывает на меня дополнительные обязанности, которые меня не тяготят, а дают возможность сделать больший вклад в развитие родной школы.
Я 31 год в профессии, знаю точно: за информатикой – наше будущее.
– Так высока роль информатики в современном образовании?
– Информатику в школе начинают преподавать с 7 класса. За период средней школы ученик получает базовые знания в ПК сфере: узнаёт, как работать на компьютере, учится владению «Вордом» (редактором, созданным для написания текстов), «Экселем» (редактором, связанным с заполнением таблиц), изучают робототехнику и их работу. Это именно та базовая информация, которая пригодится в дальнейшей жизни для работы с ПК.
С 10 класса, в старшей школе, ребята углубляют свои знания в информатике. Изучаются основы работы компьютера изнутри. Такое изучение сложнее базовых курсов. В нашей школе подобное углубление выбирают не все, а именно те, кто собирается связать свою жизнь с информатикой.
Для многих обычных пользователей подобный материал будет сложен и неинтересен. Ведь изучаются процессы и механизмы, происходящие внутри компьютерной техники: как она обрабатывает информацию, как её хранит, как та передается на другие устройства.
Информатика считается одним из лёгких предметов до 9 класса, поэтому многие выпускники выбирают её для предстоящих экзаменов. Что нельзя сказать об 11 классе: ЕГЭ по информатике один из самых сложных выпускных экзаменов. Информатика – творческая наука, даже более необычная, чем литература. Иногда стоит подключить неординарное, творческое мышление, тогда ответ приходит сам собой. Нужно мыслить вне всяких шаблонов.
Подобные случаи можно увидеть на ЕГЭ. Ученик не сдаёт экзамен, потому что над ответами на многие вопросы даже не задумывался ранее. Многие вопросы ставят в тупик.
– Как вы готовитесь к урокам по информатике? Есть ли специальные фишки для привлечения внимания детей?
– Всё зависит от класса. Например, в средней школе подготовка однообразная.
Что нельзя сказать о старшеклассниках. В 11 классе ежегодно меняются задания. Те, что решались в прошлом году, в нынешнем – неактуальны. Каждый раз приходится самому досконально изучать новый материал, полностью готовиться для их объяснения. Приходится и преобразовывать задания под изменения в ЕГЭ. Интересно, но даже я не всегда сразу понимаю, что хотят в той или иной задаче, что уже говорить о детях.
Я тщательно прорешиваю все задачи, чтобы потом легко объяснить их ребятам. При подготовке обязательно использую дополнительные ресурсы, но и не стоит забывать об атмосфере на уроке – считаю это главным условием хорошего занятия. Отлично, если к процессу обучения подключаются родители. Они ведь тоже очень молоды, и цифровизация плотно вошла в их жизнь.
– Ваши ученики побеждают на олимпиадах по информатике?
– К сожалению, ПК индустрия, какой бы она не казалась простой на первый взгляд, – удел избранных. Особенно, если говорить об олимпиадных заданиях, которые тесно связаны с программированием. Да, на школьном уровне программируют многие, однако не все могут освоить более сложные языки. Здесь уже нужно быть программистом до мозга костей. Таких детей сейчас крайне мало.
– Как учитель информатики и математики, скажите, есть связь этих двух предметов? Насколько сильно они влияют друг на друга?
– Естественно, есть. Сравнивая даже результаты ЕГЭ, можно заметить связь. В основном, школьники, сдающие экзамен и по математики, и по информатике, получают практически одинаковое количество баллов за два предмета. Это говорит о связи двух дисциплин.
Можно даже заметить, что математика в некотором роде ограничивает сознание учеников, указывая математический подход к решению многих информатических заданий. Часто это не дает детям выйти за рамки шаблонов, подойти к решению задачи иначе. Однако это не всегда приводит к плохим результатам.
Конечно, информатика далеко не уйдёт без математики, потому что в первую очередь – это грандиозная работа с цифрами. Информатика в теоретической её части «выросла» из математики, использует активно математический аппарат.
– Возросло желание школьников познать науку, которая подарила современному обществу смартфон и компьютер?
– Сейчас, когда компьютерная техника или смартфоны есть абсолютно у всех и даже в нескольких экземплярах, многие подростки стали активными пользователями ПК (компьютера) и Интернета. Ребята стали более продвинутыми, как говорит молодёжь: «прошаренными», чем их родители. Однако я не могу сказать, что ученики прошлых поколений не хотели познать тонкости информационной культуры.
Как это было
Когда-то в нашей школе был только один компьютер с цветным монитором. Такой в районе был только у нас. Приезжали из разных школ посмотреть на картинку в цвете. Целая сенсация! Наши дети обожали работать на нём, проявляли большой интерес. А ведь это были родители нынешних мальчишек и девчонок!
Тем не менее подростки, порой, понимают больше нас, взрослых. Особенно в новейших программах.
Если говорить глобально, не только о нашей школе, то можно заметить возрастающую популярность компьютерных технологий. ПК индустрия нуждается в хороших айтишниках. Хороших рабочих рук не хватает. Многие вузы набирают и расширяют обучение для специалистов подобного уровня. Популярность таких специалистов ежегодно растёт, прямо пропорционально темпу роста цифровизации во всех сферах общества. В стране появился кадровый голод среди компаний, поэтому каждый достойный и квалифицированный работник ценится на вес золота.
– Как вы думаете, какое будущее ждёт информатику?
– У компьютерных технологий грандиозное будущее. Конечно, с каждым годом внедряются новые изменения и улучшения, меняются и системы. Сейчас уже довольно сильно развит искусственный интеллект, социальные сети и т.д.
Если проводить параллель с математикой, то она неизменна. Как изучалась тридцать лет назад теорема Пифагора, так будет и спустя пятьдесят. А вот предугадать, что станет с информатикой в ближайшем будущем – крайне сложно.
– Как компьютерные технологии влияют на процесс создания мультфильма в студии «Комп»? Как проходит подобная работа?
– Наша студия занимается работой по созданию пластилиновых анимационных мультфильмов. Недавно ребята создали патриотическую короткометражку о Великой Отечественной войне, в которой продемонстрировали весь трагизм военных лет, важность памяти.
Естественно, что для создания мультфильма требуется задействовать компьютерные технологии. Мы работаем в несколько этапов: появляется идея, которую ребята прорабатывают вместе, обсуждая нюансы. Позже подготавливают декорации из пластилина, бумаги, природного материала. Главных и второстепенных персонажей мультфильма изготавливают из пластилина, который как нельзя лучше подходит по своей текстуре.
Следующим этапом творческого процесса является съёмка. Вот здесь уже в работу вступает техника. Это самая трудоёмкая часть создания мультфильма, который монтируется из сотни фотографий, обработанных в специальной программе. Учащиеся изучают постановку кадра или раскадровку, работу с камерой, работают со специальной программой по склейке кадров.
Заключительным этапом создания ролика является озвучивание и добавление компьютерных спецэффектов, что тоже не обходится без глубоких знаний программ.
За цикл работ в номинации «Лучший анимационный фильм» первомайцам присудили первое место и наградили статуэткой – символом конкурса «Молодой киновек». Над фильмами работала группа из более чем 15 человек.
– Конечно, каждый год дети меняются. Кто-то приходит, а кто-то — уходит. Объединению уже больше 20 лет. О «Компе» не раз писали в районной газете, делали репортаж на канале «Кубань 24». Сейчас ребята работают над мультфильмом «Есть такая профессия – Родину защищать» о важности любви к Родине, а ещё параллельно создается мультик «Моя страна». О том, как необходимо любить и беречь свою страну, семью, веру, Отчизну.
– Цифровизация – это хорошо или не очень?
– Процесс цифровизации — вещь неоднозначная. В нем есть и положительное, и отрицательное. Цифровой след невозможно спрятать. Например, если бумагу можно сжечь, то данные внутри ПК или интернет-ресурсы не спрячешь.
Главное достоинство цифровизации — доступность. Каждый пользователь может получить доступ к различным видам информации. Изучить необходимый материал или поделиться — своим. Однако в этом заключается и минус — такие данные легко использовать во вред.
Такой пример. В нашей школе процесс выставления оценок перешёл в электронный журнал. Заходите, выставляете нужную оценку или делаете необходимую пометку. Вот и всё.
Если в компьютере ошибка, её легко можно исправить, что нельзя сказать о бумажных журналах. Также происходит и во всех сферах. Чего стоит электронный портал «Госуслуги», где есть все данные о человеке.
Не всегда цифровое общение приносит пользу. В Интернете много лишнего и ненужного нам. Не всегда человек увидит эту грань и останавливается. Что говорить уже о мошенниках и спаме. Где гарантия, что доверчивый гражданин не клюнет на удочку недобросовестных пользователей?
– Вы уже упоминали искусственный интеллект. И все же – это зло, убивающее в людях индивидуальность, или незаменимый помощник?
– Искусственный интеллект – программа, сгенерированная человеком. Возможности подобного девайса ограниченные, в любом случае. ИИ создан, чтобы помогать человеку решить какие-то задачи, упростить трудоёмкую работу. С помощью ИИ можно найти информацию в короткие сроки и преобразовывать её под необходимую ситуацию. Да, они помогают, но заменить – не могут.
Даже у той самой говорящей колонки Алисы не всегда найдутся ответы на все вопросы, полноценных ответов. Или они очень односторонние.