Малоизвестные факты боёв июля-августа 1942 года
Немецкие части были хорошо вооружены, своевременно снабжались всем необходимым для наступления, в совершенстве владели тактикой наступательного боя, имели хорошую боевую подготовку во всех звеньях командования.
Командующий Северо-Кавказским фронтом маршал С.М. Будённый всё это знал и, отдавая приказ корпусу на оборону, понимал, что только одним мужеством, ненавистью и острой шашкой врага не остановить. Поэтому в июле 1942 года решением командующего фронтом казачий корпус был усилен двумя артиллерийскими полками, миномётным полком и отдельной Орловской танковой бригадой. Район обороны корпуса прикрывали батареи 255-го зенитно-артиллерийского полка. Учитывая особую важность узловой станции Кущёвка, для её обороны были выделены бронепоезда.
Директивой штаба Северо-Кавказского фронта от 12 июля 1942 года 16-й отдельный дивизион бронепоездов (ОДБП) под командованием капитана А.Д. Джахиева был передан в распоряжение командира 17-го кавалерийского корпуса генерал-майора Н.Я. Кириченко. Дивизион состоял из 2-х бронепоездов (БЕПО): № 1 и № 2 «Свердловский железнодорожник». 16-й ОДБП воевал в основном на левом фланге корпуса в районе станции Канеловской. Своими орудиями и пулемётами он обеспечивал огневую поддержку 116-й Донской кавалерийской дивизии. Отход с занимаемых позиций начал совместно с кавалерийским корпусом. На станциях Албаши, Староминская и разъезде Деревянковский 16-й ОДБП подвергся бомбёжке. БЕПО № 1 был полностью разбит, а БЕПО № 2 «Свердловский железнодорожник» передали 56-й армии.
24 июля 1942 года (в этот день немцы захватили Ростов-на-Дону) в подчинение 17-му кавалерийскому корпусу приказом авто-бронетанкового управления (АБТУ) Северо-Кавказского фронта был передан 51-й ОДБП, которым командовал капитан Литвиненко. Дивизион в составе двух бронепоездов (8 орудий, до 30 пулемётов, зенитные установки) по приказу генерала Н.Я. Кириченко 27 июля начал выдвижение на станцию Каяла для поддержки 15-й Донской кавалерийской дивизии, которая уже вела оборонительные бои на реке Кагальник. Но из-за того, что 10-й железнодорожный батальон взорвал мост перед станцией, занять огневые позиции бронепоезда не смогли и отошли на станцию Степную.
Х Х Х
28 июля немцы атаковали Степную, но донские казаки 33-го кавалерийского полка уже заняли северо-восточнее села Красного оборону и стойко её удерживали. 51-й ОДБП сразу же открыл огонь по наступающим немецким пехотинцам, нанеся им большие потери: уничтожено до роты пехоты и 5 машин с боеприпасами. В том, что более суток немцы не смогли преодолеть оборону донских казаков — немалая заслуга 51-го ОДБП. На следующий день оба бронепоезда дивизиона прикрывали отход казачьего полка.
29 июля 17-й корпус в дополнение к уже двум имеющимся ОДБП получил в подчинение 53-й ОДБП под командованием майора С.М. Михелёва.
30 июля 51-й дивизион получил приказ прикрыть огнём станцию Кущёвка, так как с 8:00 она уже обстреливалась артиллерией врага, а пехотные части вплотную подошли к станице. Командир 17-го кавалерийского корпуса генерал-майор Кириченко для обеспечения фланга обороны по р. Куго-Ея приказал «дивизионную ШМК (школа младших командиров) 12 кд, усилив артиллерией и пулемётами, выслать в Кущёвская (так в тексте) для занятия обороны на северной и северо-восточной окраине. Школу поддерживает 51 дивизион БЕПО. Командиром группы БЕПО и ШМК выслать в Кущёвская (так в тексте) полковника Сланова (зам. командира 12 кд).»
Но уже к 13:00 выполнение этой задачи оказалось затруднительным — на путях станции сосредоточились шесть бронепоездов — 16-го, 51-го и 53-го ОДБП. Все пути оказались занятыми, и составы лишились манёвра. Лишь через несколько часов 16-й и 53-й дивизионы удалось вывести за пределы станции Кущёвка. Немецкая авиация пыталась нанести в это время бомбовый удар, но зенитные орудия, установленные в районе железнодорожного моста и на территории нынешнего парка 30-летия Победы, отразили налёт. Немецкие «Юнкерсы» в беспорядке сбросили бомбы перед станцией — следы воронок до сих пор хорошо просматриваются в районе железнодорожного моста.
Два бронепоезда 51-го ОДБП до 18:00 находились на станции Кущёвка, затем вынуждены были отходить к станции Кисляковка, так как железнодорожные части без согласования с капитаном Литвиненко стали взрывать железнодорожные пути.
1 августа 1942 года создаётся группа из бронепоездов 51-го и 53-го ОДБП под общим командованием майора Е.М. Михелёва. Огнём 16 орудий и более 40 пулемётов группа поддерживала ночную атаку донских казаков 15-й дивизии на станицу Кущёвскую. Огонь пришлось вести на предельной дальности стрельбы, так как накануне взорванные пути не дали возможности занять огневую позицию вблизи Кущёвской. В этом ночном бою только 51-й ОДПБ израсходовал более 250 осколочно-фугасных снарядов, уничтожив при этом около сотни солдат противника и 15 машин с боеприпасами и военным имуществом. Благодаря поддержке бронепоездов немецкие войска были выбиты из станицы. Но удержать её за собой донские казаки не смогли. Немцы подтянули дополнительные силы, в основном артиллерию, и снова овладели Кущёвской. Бронепоезда отошли к Кисляковской и разъезду Кавалер-ский.
К вечеру 1 августа бронепоезда 53-го ОДБП ушли в Тихорецк на ремонт. В распоряжении командования 17-го кавалерийского корпуса остались два бронепоезда 51-го дивизиона. В последующие два дня 51-й дивизион бронепоездов поддерживал огнём своих орудий полки 13-й Кубанской и 15-й Донской кавалерийских дивизий.
Бывший командир орудия 51-го ОДБП Ф.Ф. Власов о тех боях вспоминал: «Почти ежедневно бронепоезда совершали огневые налёты на скопления гитлеровской пехоты. Особенно большой урон фашистам 51-й дивизион нанёс в районе станции Кущёвская».
Бронепоезда защищали Кущёвскую
Майор П. Слесарев в газете «Красная Звезда» от 14 октября 1942 года описал бой 51-го дивизиона бронепоездов 2 августа 1942 года при поддержке конной атаки казаков 13-й Кубанской казачьей и атаки в пешем строю казаков 15-й Донской кавалерийских дивизий.
Все снаряды накрыли цель
«... Бронепоезда используются как для боевой разведки, так и для совместных действий с пехотой и конницей... Огневой налёт был блестяще осуществлён группой бронепоездов во время боя в районе одной станицы.
Стало известно, что фашисты сосредоточили в этом районе много мотопехоты, артиллерии и танков... Чтобы сорвать предстоящее наступление врага, командир кавалерийской части решил нанести ему удар совместно с бронепоездами. Накануне было решено, что бронепоезда, которыми командуют старшие лейтенанты Жуковский и Петров, в четыре часа утра подходят к вражеским позициям с фланга и производят 10-минутный огневой налёт. В то же время полевая артиллерия бьёт по врагу в лоб. Благодаря этому немцы попадают в своеобразные огневые клещи. После прекращения огня конница, скрытно заняв ночью исходное положение, переходит в атаку...
В условленное время бронепоезда и полевая артиллерия неожиданно для противника открыли огонь. В короткий срок каждое орудие бронепоездов выпустило по 35 – 40 снарядов. Затем артиллерийская канонада сразу прекратилась, и в расположение врага ворвались конники. Немцы были настолько ошеломлены этим комбинированным ударом, что бежали, не оказав сопротивления. В итоге этих совместных действий конников и бронепоездов врагу был нанесён огромный урон...
Основная заслуга, безусловно, принадлежала личному составу бронепоездов, сумевшему организовать не только мощный, но и точный артиллерийский огонь... Чтобы гарантировать точность стрельбы, следовало максимально приблизить наблюдательный пункт к боевым порядкам врага. Ночью, сначала на автомашине, а затем пешком, командир со связистом приблизились почти на километр к станице... Пристрелку с бронепоездов произвели всего двумя снарядами.
После внесения соответствующей поправки был открыт огонь на поражение. Все снаряды накрыли цель...»
Огневая поддержка орудий бронепоездов в значительной мере способствовала удержанию казаками 17-го кавалерийского корпуса обороны на рубеже станиц Кущёвская – Шкуринская – Канеловская.
Справка
Бронепоезд (броневой поезд) – бронированный и вооружённый подвижной железнодорожный состав (поезд), предназначенный для ведения боевых действий в полосе железной дороги. По классификации оружия включён в броневое вооружение танковых войск. Имел на вооружении от 4-х до 8-ми (редко) орудий, 20 – 40 пулемётов разного назначения.
Дивизион бронепоездов – войсковое соединение броневых сил Красной Армии в Великой Отечественной войне. Состоял, как правило, из 2-х бронепоездов.
16-й ОДБП сформирован в марте 1942 года в Москве. В мае 16-й ОДБП убыл в распоряжение командования Северо-Кавказского округа, где до подчинения 17-му кавалерийскому корпусу выполнял боевую задачу по охране железной дороги Староминская – Александровка – Ейск.
51-й ОДБП сформирован в декабре 1941 года в Москве. На его укомплектование поступило два бронепоезда, изготовленных на Макеевском металлургическом заводе, доделанных и вооружённых в Москве. До 24 июля 1942 года охранял участки железной дороги Батайск – Кущёвка, Батайск – Азов.
53-й ОДБП сформирован в Чувашии в конце 1941 года. До 29 июля 1942 года входил в состав 18-й армии, затем был подчинён 17-му кавалерийскому корпусу.
Как они погибли
В начале августа 1942 года немецкие войска прорвались в глубокий тыл наших войск и 4 августа заняли станцию Кавказскую. Бронепоезда 51-го дивизиона под командой капитана Литвиненко, действующие на участке Каяла — Кущёвка, и бронепоезда 53-го дивизиона оказались отрезанными от путей отхода.
Старший машинист бронепоезда 51-го дивизиона Ю.П. Бойченко вспоминал:
«4 августа, отбивая натиск немецких танков, под бомбёжкой с воздуха бронепоезда дивизиона прибыли в Тихорецк, где вёл бой с гитлеровцами «Чувашский комсомолец». Из Тихорецка вместе с ним двинулись на выручку в Кавказскую, но мост через реку Челбас был уже взорван. Вернулись в Тихорецк и в районе нефтебазы открыли огонь по наступающим гитлеровцам. Израсходовав все боеприпасы, 5 августа в 17:00 взорвали бронепоезда, а сами ушли в Краснодар, а затем в Рузаевку. Бронепоезда 53-го дивизиона также были взорваны».
О последнем бое
53-го отдельного дивизиона бронепоездов рассказал И.С. Ходос:
«Последний и неравный бой бронепоезда 51-го и 53-го дивизионов провели 5 августа, когда немцы уже были в Тихорецке. Бронепоезда на своих участках уничтожили много танков, военной техники и более 400 солдат противника. Но их судьба была предрешена.
Последний приказ из штаба Северо-Кавказского фронта от 5.08.1942 года требовал:
«Боеприпасы израсходовать. Всё носимое вооружение взять с собой, затворы пушек и пулемётов утопить в водоёме, а бронепоезда взорвать».
Первым был взорван бронепоезд 51-го ОДБ. Командир бронепоезда «Чувашский комсомолец» П.П. Шилышков и комиссар Ф.Ф. Логвинов отходили последними. Они завернули по несколько снарядов в матрацы и бросили в горящую топку паровоза».
Второй бронепоезд 53-го дивизиона был разбит в бою на станции Крыловская. Личный состав 53-го дивизиона с боями направился в сторону Сальска.