![О. Лукаш: «Ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя».](/images/Image2024/Lukash_Olga.jpg)
Редакция газеты «Вперёд» продолжает цикл интервью с лучшими педагогами района. Сегодня, накануне Дня России, главный редактор газеты «Вперёд» О. Кутовая беседует с преподавателем истории, директором школы СОШ № 2 из станицы Кисляковской О. Лукаш.
– Если бы Вам, Ольга Николаевна, довелось вносить правки в новый учебник истории, на каких исторических событиях Вы зафиксировали внимание школьника?
– Не так давно вся новейшая история России излагалась в одном учебнике – для обучающихся 10 классов, теперь же она разбита на 2 года обучения. В 10-м классе изучается период с 1914 по 1945 годы, в 11-м же – с 1945 года по наши дни. Это позволило изучать материал намного глубже и шире, теперь мы имеем возможность не просто поверхностно знакомить детей с самыми основными фактами, процессами, явлениями, но и проследить за ходом развития общества, его науки, культуры. Сегодняшний учебник истории мне интересен. Здесь есть дополнительный материал, исторические документы, биографии исторических личностей, поэтому на данный момент в рамках школьной программы расширять какие-то темы и материал нет необходимости.
– Что такое запрос на социальную справедливость и как проходит это понятие через уроки истории? Меняется ли оно со сломом экономических формаций общества? Почему мы так часто оглядываемся на СССР?
– Да, трудный вопрос. Если сказать просто – запрос на социальную справедливость – это понятие, обозначающее справедливые отношения между человеком и обществом. Оно измеряется критериями распределения благосостояния, наличием равных возможностей и социальных привилегий. Запрос на социальную справедливость в историческом процессе всегда стоял, а в России в начале XX века – особенно остро, что и привело нашу страну к революциям, гражданской войне. На уроках истории, начиная уже с 5-го класса я формирую совокупность знаний о справедливости. Это сложно, так как понятие имеет оценочный характер, его содержание варьируется в каждую конкретную историческую эпоху.
Почему мы часто оглядываемся на СССР? В нашем обществе еще свежо понимание социальной справедливости, как было при социализме. Тем не менее, я думаю, что требование справедливости должно начинаться с себя. С вопроса к себе – справедлив ли я к другим? К сожалению, я наблюдаю, что мы требуем справедливости от других, но не от себя. Это удобно и приятно, но как раз несправедливо. К примеру, нередко слышим и считаем, что кто-то рядом незаслуженно много имеет материальных благ, но надо при этом честно ответить себе, а заслуживаю ли я все, что имею? Человеку свойственно жаловаться на несправедливость окружающего мира, но надо спросить себя, а все ли я сделал для его улучшения? Это и отличает, по-моему, разумное желание справедливости от разрушительного левачества, которое ведет человека по пути ненависти и революции.
– Мы только отметили День Победы, впереди 22 июня — день начала Великой Отечественной войны — в Вашем роду есть фронтовики и какие воспоминания они оставили?
– Великая Отечественная война – это особая страница не только в истории нашей Родины, в каждой семьи. Мой дедушка, Матвей Федоренко, ушел на фронт в первые дни войны и пропал без вести, а дома осталась жена с 4-мя детьми. Мой свёкор, Филипп Васильевич Лукаш, прошел от первого дня войны до Победы над фашистской Германией. Был ранен в Румынии в боях на озере Балатон и с осколком в легких так и прожил до 1984 года. Был удостоен медали «За победу над Германией». Он не любил вспоминать эти тяжелые, суровые годы, а когда вспоминал, то на глазах были слезы. Очень любил песню «Едут, едут по Берлину наши казаки». Великая Отечественная война навсегда останется неотъемлемой частью не только нашей истории, но и человечества. Мы не позволим не исказить эту Победу, не предать забвению. Сегодня поколение победителей продолжает боевую славу своих великих предков на фронтах СВО.
– Какие факты из жизни ст. Кисляковской 1941-1945 годов Вы приводите, касаясь темы ВОВ на уроках истории?
– Детям всегда интересно знать изучаемое историческое время на примере жизни родной станицы Кисляковской. Период оккупации Кисляковской фашистами был сравнительно недолгим, но свои герои у нас были. Я всегда привожу пример пионера-героя, ученика нашей школы, Николая Шульги. Он передавал информацию о фашистах десантникам-парашютистам, приземлившимся в районе нашей станицы, в последствии был схвачен немцами и зверски замучен вместе с парашютистами в гестапо и захоронен в братской могиле станицы Кисляковской. Рассказываю о трудовом подвиге женщин, стариков, детей, которые в тяжелейших условиях, выращивали хлеб для обеспечения армии продовольствием «все для фронта, все для Победы». В школьном музее хранится большое голубое полотнище, сотканное из синих платочков, на каждом из которых написано имя женщины-труженицы тыла. Это полотнище мы всегда несем в колонне Бессмертного полка 9 Мая.
– Почему мы одни празднуем День Победы, а «просвещенные» Европа и Америка – день поминовения? Нашим заклятым «друзьям» так трудно простить нам Победу?
– Почему в Европе празднуют не День Победы, а отмечают день памяти и скорби? Да потому, что мы их победили. С чего им радоваться? Вот вспоминают и скорбят.
День Победы – это единственный праздник, который сейчас актуален для всех граждан России и который нас всех объединяет. И правильно заметил наш президент, что этот праздник для современной России является продолжением Советского Союза, а «просвещенные» Европа и Америка отмечают день поминовения. Они не могут осознать тот простой факт, что мы их освободили от фашизма; они уверены – мы их победили и оккупировали. Мы победили всю объединённую Европу и Америку, чтобы выжечь гитлеровскую заразу, которая была абсолютным злом. Побежденные продолжают ненавидеть нас за нашу Победу. Отсюда желание многих политиков Старого света эту Победу забыть, стереть из памяти нынешнего поколения, трусливо украсть.
– По Фрейду: люди смотрят на других, как на врагов. И тем не менее, для француза тот же британец или немец — «другой», а если русский — то только «чужой». Почему?
– Для Европы русские всегда были большой загадкой и «чужими», такое отношение можно назвать русофобией и свое начало она берет еще с XVI века, когда появились первые иностранные публикации за границей тех, кто побывал и увидел Россию. Русский человек в корне отличается от других, в первую очередь, широтой души, гостеприимством, любовью ко всем. Это заложено и в нашей православной вере, ее заповедях. Наверное, только наши могут отдать жизнь за Родину и друга своего. Зои Космодемьянские и Александры Матросовы — это наш особый генофонд и Западу нас никогда не понять.
– С какого времени Запад стал смотреть на Россию, как на «чужих»? Не с того ли момента, как Европа пошла по пути католицизма, а Россия – православия?
– Да, действительно Европа стала смотреть на Россию, как на «чужих», с того времени, когда к нам пришло православное христианство. Первоначально организованные католической церковью походы на Русь в лице шведов, Ливонского и Тевтонского орденов, Речи Посполитой закончились неудачами, а Русь превратилась в результате этой борьбы в единое Российское государство со своими органами управления, складыванием централизованного аппарата, государственных границ.
– Что такое историческая благодарность? И почему у Англии нет друзей, а только «вечные интересы», а у России в друзьях весь мир, который в трудной ситуации отворачивается не только в лице четырех польских танкистов, но и их собаки? Помните знаменитый сериал «Четыре танкиста и собака»? Сегодня бывший соцлагерь, который мы кормили и поили почти 50 лет, на стороне НАТО. Что мы сделали не так?
– Ответ на поверхности. Это НАТО пришёл на их территории. К власти пришли ставленники коллективного Запада во главе с США, и естественно, кто платит, тот и музыку заказывает. Это первое. А второе то, что уж такая вековая рабская сущность у этих «государств», что не могут они жить самостоятельно. Им непременно нужен хозяин, не зря же поляки всю жизнь, по привычке и инерции (генетическая память), называют украинцев «быдлом» и не считают это оскорблением, а данностью. Тем более, что и украинцы сами это с радостью подтверждают, работая уже сотнями тысяч там, где не хотят трудиться сами поляки, на самых грязных и низкооплачиваемых работах. Европейцы привыкли, что Вашингтон несет полную ответственность за решение серьезных европейских вопросов, поскольку сами не могут договориться между собой. США выполняют роль старшего брата, который обеспечивает консенсус между странами Европы, но так как ему выгодно.
Историческое развитие государств, их взаимоотношение между собой – штуковина непредсказуемая. Вчерашние друзья могут стать врагами и наоборот — враги друзьями. Это обычный исторический процесс, сопряженный с разностью или общностью интересов.
Что мы сделали не так? Развалили великую державу – СССР. После исчезновения СССР с карты мира, как я уже говорила, занимать освободившееся пространство устремились США и страны альянса. Вопреки договоренностям о том, что границы НАТО будут незыблемыми, процесс принятия в состав альянса новых членов продолжается: сначала блок сократил дистанцию с Россией, а затем и вовсе достиг ее границ. А исторической благодарности нет, существует историческая память, — это разные вещи. Сериал «Четыре танкиста и собака», конечно, помню, он замечательный. Это историческая память.
– Почему страны-колони-заторы не вызывают отторжение у бывших колоний? Например, Индия сохраняет самые теплые отношения с Великобританией, а индиец даже возглавляет правительство страны, в то время, как бывшие советские республики практически изгнали из своих пределов русское население и во всех бедах винят Россию?
– Даже не знаю, что сказать. Может, колониальная эпоха дала этим странам и народам шанс попасть в семью цивилизованных народов? И не вина метрополий в том, что значительная часть этим не воспользовалась? В качестве удачного примера, можно привести страны Азии, которые, став самостоятельными, использовали себе во благо то, что получили от европейцев. И наоборот: многие африканские страны до сих пор живут мечтой о нереальных компенсациях, требуя помощи за годы, проведенные в угнетении. Фактически, целые государства живут за счет гуманитарной помощи и не скатываются в войны лишь благодаря присутствию международных миротворческих сил.
Почему сегодня столько недовольства высказывают России бывшие советские республики, которые особенно щедро датировались из советского бюджета? Всё очень просто. Не могут простить нам своей сегодняшней ущербности с непонятными перспективами на будущее. Быстро проели наше, а своего не заработали и не знают как. Что им остаётся? Только лаять на Россию и на Путина, в равных пропорциях, но неприлично громко и грязно. Не признавать же себя виновниками своего провала. Почему ненавидит та же Прибалтика? Потому что оторвали от удобной кормушки.
Не все ненавидят нас, конечно. Белоруссию я не беру в этот порочный ряд. И многих других не беру. Да и не народ ненавидит-то. Американские ставленники со славянскими и грузинскими фамилиями в паспортах. Когда к нам поедут не лихие мигранты, а классные специалисты? Они уже едут. Специалисты из Северной Америки и Европы едут работать в Россию, несмотря на все санкции, и нередко получают здесь зарплату больше, чем на родине. Об этом заявил Президент РФ Владимир Путин на встрече со студентами и преподавателями Харбинского политехнического университета, а я ему верю.
– Старшему поколению свойственно ругать молодежь, между тем, именно она воюет сегодня на фронтах СВО. Как Вы доносите тему защиты новых российских территорий на своих уроках? Как воспитать патриота?
– Спор отцов и детей всегда существовал и будет существовать. Молодежь у нас разная. Ее можно разделить на две категории. К первой я отнесу тех, кто стремится к легкой и роскошной жизни без особых забот. Если в прежние времена важным моментом являлось образование молодых людей, то сегодня всё иначе. Раньше было очень престижно поступить в хороший ВУЗ, потому как не было платного образования и поступление в элитное учебное заведение оказывалось достижением. А сегодня основным показателем «крутости» молодых людей является наличие смартфона последней модели и шикарного нового автомобиля, и совершенно не важно: куплены они на деньги родителей или в кредит.
Ко второй категории я отнесу активных, талантливых, способных ребят. И, наверное, особенно приятно то, что они неравнодушные. Их специфика в том, что они думают не только о себе, не только о своей карьере, но и о том, чтобы помогать другим. Вот такие ребята и воюют на фронтах СВО. Среди них много моих учеников. О защите новых российских территорий говорю не только на уроке, чувство сопричастности к сегодняшним событиям подтверждаем делами. С учащимися плетем маскировочные сети, делаем окопные свечи, собираем гуманитарную помощь, пишем письма. Хорошие дела лучше всяких слов, они и воспитывают.
После развала Советского Союза, первое что сделали в обществе — предали забвению патриотизм, а нового ничего взамен не предложили. К счастью, сейчас государственная политика в этом вопросе в корне изменилась. Воспитательная функция законодательно закреплена за учебными заведениями с 2020 года. Воспитание патриота должно начинаться с рождения ребенка в семье, а в школе мы уже развиваем и укрепляем любовь к Родине, ее истории, традициям, культуре, языку, ответственное отношение к себе и окружающим. Вот так и воспитываем новое поколение, которое будет гордо говорить «Я – русский!»
Каждый житель станицы Кисляковской неравнодушный к ее проблемам, заботящийся о ее процветании, вносящий посильный вклад в ее развитие, не уехавший в городскую цивилизацию – это патриот. А если говорить о личностях, то в первую очередь, это глава нашего сельского поселения Т.В. Полуян, которая многое делает для улучшения социально-экономического положения станицы, депутат районного Совета В.Е. Шакун, депутатский корпус поселения и его председатель Е.Е. Шакун, главы фермерских хозяйств, настоятель нашего храма отец Василий — этот список я могла бы продолжать еще долго.
– Каково участие родителей в освоении ребёнком такого серьёзнейшего предмета, как история? Воспитание гражданственности в семье. Возможно, это семья Перевозчиковых, где Евгения возглавляет «Союз Добрых Сердец», а два брата геройски отличились в танковом бою?
– Родители – участники освоения ребенком предмета истории только в том случае, когда открывают семейные архивы, воспоминания, фотографии и рассказывают детям о предках, дедушках, бабушках, недавних событиях, ставших историей и одновременно подкрепляют их фактами. Когда родители говорят о родственниках-участниках Великой Отечественной войны, о семейных трудовых династиях, создают родословную летопись, хранят и берегут семейные традиции, реликвии и награды. Вот это и есть гражданское воспитание и пример тому — семьи Перевозчиковых, Шакунов, Плахотя, Кущий, Брюховецких, Прищенко и многих других.
– Так сложилось, что преподаватели истории, как правило, возглавляют педагогические коллективы. Как Вы несёте эту тяжелейшую ношу? Чем интересен и памятен лично для Вас 2024 год?
– Я ни разу не пожалела о том, что выбрала профессию учителя. Мой педагогический стаж составляет 53 года, из которых 20 лет я – руководитель школы. Самое трудное в работе директора создать коллектив единомышленников-педагогов, сотрудников, учеников и их родителей. Такой коллектив у нас есть и те задачи, которые ставятся перед нами, мы стараемся успешно решать.
Чем интересен и памятен 2024 год? Прошли выборы Президента РФ, в которых я участвовала и очень рада, что президентом избран В.В. Путин, которому доверяю. Слежу за событиями на фронтах СВО и надеюсь, что мы скоро победим. В этом году мы отмечаем 100-летие образования Кущевского района. Это событие важно для каждого его жителя и для меня. Радуюсь тому, что наш район с каждым годом становится краше, богаче, что люди живут лучше, что в этом есть и моя лепта.