К 50-летию БАМа
8 июля 2024 года в России торжественно отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали – самого масштабного проекта строительства железных дорог в России. Её строили согласно постановлению советского правительства
«О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
Первопроходцы
Там, где было опаснее и труднее всего, шел русский солдат. Именно военным отрядам первопроходцев предстояло пройти по местам, где не ступала нога человека, и не только пройти, но и организовать опорные пункты строительства: поставить временное жилье, социальное объекты, создать необходимые условия для труда и отдыха будущих строителей. Все это надо было сделать в сжатые сроки до наступления весенней распутицы – осенью и зимой 1974 года.
Честь стать первопроходцем БАМа выпала и нашему земляку Павлу Ивановичу Демьянову, который поделился своими воспоминаниями с читателями газеты «Вперёд».
В железнодорожные войска молодого человека призвали по спецнабору в июле 1974 года. Короткий курс молодого бойца в Тюмени и таёжный десант воинов-железнодорожников 47-го отдельного железнодорожного батальона в/ч 26485 уже в августе приступил к выполнению задачи.
До места назначения пробирались по непроходимой тайге, бездонным болотам, порою теряя технику, увязая в трясине. Каких только невзгод не испытали первопроходцы! Суровая природа не отдавала без борьбы ни одного метра своей территории. Первое время ночевали под пологом тайги в палатках. Уже в августе по утрам случались заморозки, и солдаты сооружали времянки: бревенчатые срубы с деревянными полами, наверх которых натягивали армейские палатки, которые были рассчитаны на 40-50 человек. Они неплохо удерживали тепло, ведь в октябре начались морозы под 10-20 градусов. Лишь через год были построены постоянные деревянные казармы, щитовые домики для офицерского состава.
Параллельно шло строительство дороги. Рядовой Демьянов служил в буровзрывной роте: взрывали скальные породы, щебнем отсыпали дороги. Работали в мороз 40-60 градусов. При высоких температурах лёгким не хватало кислорода, даже хлеб промерзал так, что его приходилось пилить пилой, но строительство не прекращали ни на час, работали посменно круглые сутки: взрывники, бульдозеристы, экскаваторщики, водители. Магистраль ковала из вчерашних мальчишек настоящих героев. Павел Иванович вспоминает, что, перенося на своих плечах бревна и другие тяжести, он накачал себе, в буквальном смысле, стальные мускулы.
«В первые дни нового 1975 года наша бригада забила первый серебряный костыль, ознаменовав начало стройки века!» – вспоминает Павел Иванович.
Первый рабочий поезд
1975 год стал годом больших трудовых подвигов. Хроника тех лет сообщала, что 9 Мая, в день 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, была введена в эксплуатацию соединительная линия БАМ – Тында протяжённостью 180 км; та самая, с которой в годы Великой Отечественной были сняты рельсы. Новое поколение военных строителей «возвращало долг». В тот же день по соединительной линии в столицу БАМа – Тынду пришёл первый рабочий поезд. Он доставил сборные дома, стройматериалы, оборудование.
Трудовые будни военных строителей практически ничем не отличались от будней гражданских путейщиков западного крыла БАМа. Вот только на сложных и опасных участках работы военный строитель не мог сказать: «Нет». Именно люди в погонах подготовили базу для строителей будущих посёлков и городов БАМа.
Не для красного словца БАМ называли Всероссийской стройкой. Каждый участок магистрали имел своих шефов из разных уголков и республик страны. Вскоре рядом с военным батальоном, где служил Павел Иванович, обосновались строители будущего поселка Ургал. Шефство над этим участком магистрали взяла советская Украина. Комсомольцы «Укрстроя» очень быстро возвели щитовые домики общежитий, клуб, столовую, хлебопекарню. Оживала вековая тайга, со всех уголков страны прибывала молодёжь. Частые гости бамовцев – популярные артисты, певцы, космонавты, да и снабжение строителей БАМа было отменным. Именно на БАМе Павлу Ивановичу посчастливилось услышать выступление знаменитой Тамары Миансаровой, пообщаться с космонавтом Петром Климуком.
Сюрпризы мари
Первая бамовская весна преподнесла коварный сюрприз. Марь (болота на вечной мерзлоте) поглощали целые участки уже проложенной автодороги. Под теплым весенним солнцем вечная мерзлота таяла и сотни кубометров грунта исчезали, их приходилось отсыпать снова и снова. И военные строители нашли решение проблемы – делать насыпи прямо на растительный слой болота, не нарушая моховой покров мари.
Каждый километр трассы давался с большим трудом. К 1976 году строительный батальон дошел до тоннеля Дусса-Алинь. Построенный в 30-е годы XX века политзаключенными, он был законсервирован на долгих сорок лет. Годы и вечная мерзлота разрушили часть тоннеля, забили толщами льда. С помощью подрывных работ, нагнетания теплого воздуха и отбойных молотков тоннель пробили заново, вынув 35 тыс. кубометров грунта и льда.
Солдатская смекалка, а еще настоящая мужская дружба помогали скрашивать тяготы армейской службы. В батальоне служили украинцы, русские, дагестанцы, парни из Узбекистана и Чечни, Азербайджана и Тувы. Закаленная северными ветрами, скрепленная тяжёлым трудом, молодостью, солдатская дружба жива и по сей день. Не раз ветеран вместе семьёй отдыхал у армейских друзей в Крыму, в Подмосковье, на Ставрополье. В 2014 году, отмечая 40-летие строительства БАМа, армейские друзья пригласили Павла Ивановича на встречу в Москву.
– Жаль, мало нас осталось, обидно, – вздыхает Павел Иванович. – В 74-м нам было по 19-20 лет, а сегодня 70. Я помню всех офицеров пофамильно, а нас вместе с офицерами служило 750 человек. Они были старше нас, уже почти все ушли из жизни, но остались их воспоминания, вышедшие в книгах.
Листая книгу «БАМ. Там, где на сопках багульник цветёт», которую составили офицеры А. Пинчук и Г. Муштай, Павел Иванович комментирует фотографии, вошедшие в сборник из его личного фотоархива.
Тында, Ургал, Февральск — названия этих городов звучат для Петра Ивановича Демьянова, как прекрасная мелодия его юности. А в памяти встают суровой красоты сопки, тайга, река и проложенные среди них стальные магистрали.
Мы листаем дембельский альбом Павла Ивановича, на фото молодые мужчины огромной и сильной страны строят легендарную железную дорогу. Сильные тела овевает северный ветер, отгоняя гнус, а солнце короткого бамовского лета золотит головы. А вот в солнечный зимний день молодые парни торят лыжню, получая удовольствие от жизни и молодости. На второй год службы прошла акклиматизация, мороз в 25-30 градусов уже не брался в расчёт. На одном из фото Павел Иванович в 30-ти градусный мороз стоит в одной гимнастёрке и, похоже, чувствует себя заправским сибиряком.
Восточное крыло БАМа – это героический труд комсомольцев в погонах. О воинах стальных магистралей вспоминают не часто, но они не забыты!
Свой экзамен на мужество рядовой железнодорожных
войск Павел Иванович Демьянов сдал на отлично. И сегодня этого статного седовласого мужчину не назовешь стариком, ветеран труда продолжает работать.