Жизненный путь учителя Лидии Григорьевны Мищенко
Нашу героиню зовут Лидия Григорьевна Мищенко (в девичестве Федорова). Родом она из Сибири, семьи милиционера и колхозницы.
– Мои предки, – говорит Лидия Григорьевна, – по линии отца, были кержаками, староверами, жили в ските. Мама, Мария Антоновна Громыко, родилась в Белоруссии. Отец - Григорий Иванович Фёдоров в глухой сибирской деревне Изотово.
По линии мамы есть дальний родственник, известный партийно-государственный деятель СССР, министр иностранных дел Андрей Андреевич Громыко. Этот интересный факт восстановил мой двоюродный брат, он был студентом МГУ, работал собственным корреспондентом газеты «Труд».
В 1937 году создалась молодая семья Федоровых, моих родителей. Отец — фронтовик ушёл из жизни в 54 года. Его призвали на фронт в 1941 году, он получил тяжёлое ранение.
По возвращению домой пошёл он работать в милицию. Ловил по лесам дезертиров, несколько раз в него стреляли. Потому на службу пришли молодые, обученные ребята, а его, коммуниста, направили на восстановление сельского хозяйства.
У родителей было шестеро детей, я третьий ребёнок. Двое старших умерли, мама с папой очень боялись за меня и даже приняли решение не отдавать меня рано в первый класс. Однако вмешался случай. Надежда Ефимовна Шкода, будущий классный руководитель, уговорила маму Лидочки отпустить дитя учиться.
Это был такой добрый человек. В классе 40 ребят, много детей из детского дома, но каждому педагог дарила кусочек тепла и добра. Месяц проучившись у неё, я поняла, что я буду только учительницей.
Среднюю школу, наша героиня, закончила в 1959 году. После 10-го класса поступила в Енисейский педагогический институт. С сестрой жили на стипендию в 22 рубля, 10 рублей из которых отдавали за квартиру. Помогало то, что родители высылали по 15 рублей. Проучившись в институте два года на очном отделении, родители Лидии Григорьевны поняли, что не смогут вытянуть учёбу старшей и средней дочерей.
Началась трудовая деятельность и учёба на заочном отделении. Трудовой стаж начала с родной школы, потом по требованию РОНО уехала преподавать математику в одну из дальних школ. Вышла замуж за Николая Федоровича Мищенко, переехали в станицу Кущёвскую Краснодарского края. По приезду в станицу молодая учительница устроилась в вечернюю школу, где ученики были её одногодки. Через год перешла в школу №6, которая стала для неё родной.
– Бывали такие дни, – вспоминает собеседница, – когда я могла всю ночь просидеть над прочтением интересного романа или с увлечением решать математические задачи – всю жизнь я училась и учусь. До поздна проверяла тетрадки, а утром, на работе, пару раз даже засыпала на уроке, особенно если это контрольная. «Надо внимательно следить, чтобы никто не закричал, и не разбудил Лидию Григорьевну» – так мой ученик Сергей Харламов в своих воспоминаниях говорил о казусных моментах.У меня было 4 выпускных класса, я многому научилась у своих ребят.
Сейчас в школе, по алгебре, геометрии, появились сложности. Не потому, что дети не хотят изучать эти предметы, а оттого, что сократили уроки с 45 минут до 40. С одной стороны это немного, но на уроке ребята не успевают прорешать нужное количество задач и уравнений, оставшуюся часть решают дома. Не все родители могут помочь своему ребенку и приходится прибегать к помощи репетиторов.
Последнюю фразу Лидия Григорьевна произносит с сожалением.
Она помнит каждого своего ученика, какие трудности преодолевали вместе, как добивались побед. Она восхищается детской искренностью.
– Мне повезло, считает педагог. – У меня ученики были самые лучшие, любопытные, весёлые, неординарные. Я либеральный человек и не требовала от них очень строгой дисциплины на уроке. Для меня важней было внимание и заинтересованность. Тех, кто срывает уроки – не было. Появлялись спорные, горячие вопросы, и ответы на них искали все вместе. И находили! Никого не обижали. Мои ученики были моими единомышленниками. Нас объединяла не только учёба, но и труд, летние и осенние трудовые сельскохозяйственные отряды.
Раньше в школе мальчиков обучали на механизаторов, а девочек на доярок. Мы и в поля выезжали, и в сады, к труду приучались.
Одним из необычного мероприятия, которое я организовала с учениками, стал математический КВН. Поначалу коллеги ворчали, мол, что там интересного можно придумать? Придумали. Ребята не только решали задачи и уравнения, но и с интересом искали спрятанные предметы. В первой игре, из двух классов, выиграли ученики «А» класса. Я не подсуживала своему «Б» классу. Играли честно.
Помимо учебы, мы организовывали экскурсии, поездки. В этом помогали родители. И в первый город, в который мы с детьми поехали, был город Донецк. Какие там конфеты вкусные и баранки! Мы приехали домой все обвешанные баранками. Киев, Ленинград, Москва, Краснодон, Львов и много других городов объездили с моими учениками. Но семью тоже не забывала. Ежегодные поездки в Сибирь, к родственникам. Затем Венгрия, где живёт средняя дочь. Незабываемая поездка в Крым с мужем! Но одна мечта пока не исполнилась – очень хотелось бы побывать на озере Байкал.
О стремлении Лидии Григорьевны многосторонне развиваться и желание обучаться рассказывает её дочь, Лариса Мостовая: «Мама не устаёт учиться, до сих пор легко решает задачи, разгадывает кроссворды, увлекается спортивными программами. Наизусть знает правила многих игр и всех спортсменов в командах. В семье шутят: с такими знаниями и умением анализировать – пора делать ставки. Она всегда шла за пределы любой программы, решала институтские контрольные работы по экономике, по теории вероятности.
Мама всегда отдавала много времени и сил школе. Мы рано приучались к самостоятельности. Забирали младшую сестренку из садика, правда, случалось, что заиграемся и забудем Машу там.
Я пошла по стопам мамы, стала учителем истории. Работаю в той же кущёвской школе № 6, в которой работала мама. продолжаю дело Евгении Ивановны Захаровой, веду школьный музей. В педагогику пошла по совету родителей. У меня были хорошие учителя-историки. Вначале Раиса Степановна Невжурова, Тамара Александровна Лубянова и Виктор Федорович Коротенко. Мы заслушивались их рассказами. Виктор Федорович обязательно в конце урока прочитывал очередную главу из книги «Один в поле не воин». Мы ждали его уроков и совместного прочтения книги.»
От себя добавим, что Лариса Николаевна имеет звание «Заслуженный учитель Кубани», но продолжает советоваться с мамой.
И это не случайно. Лидия Григорьевна за свой труд получила много грамот, благодарностей. Она учитель-методист, отличник народного просвещения РСФСР.
Среди выпускников Лидии Григорьевны многие выбрали профессию педагога, кто-то стал военным, адвокатом, врачом, фермером, предпринимателем, управленцами различного уровня.
Всем им пригодился в жизни урок любимого учителя: бороться и искать, найти и не сдаваться!