7-го июля отмечают свой профессиональный праздник труженики флота, безнадёжные романтики, влюблённые в бескрайние воды океанов и морей.
Первое упоминание подобного празднества случилось аж в 1981 году, 5 июля, тогда на некоторых судах Черноморского морского пароходства торжество проходило в виде соревнований.
От суровых полярных ночей до жаркого лона экватора
Александр Фёдорович Карпенко родился и вырос на родных кущёвских просторах. Жил в микрорайоне Степнянском, там же закончил СОШ №6. Так сложилась судьба, что жизнь связал с флотом, который любит до глубины души.
Попробовал всё: учился в мореходном училище, служил в военно-морском флоте, работал – в торговом. Отслужил в армии: проходил службу на Севере, в Западной Лице. На Северном флоте отдавал дань Родине. Удивительно сложилась судьба Александра Фёдоровича – попал в военно-морской духовой оркестр, где играл на кларнете. Как признаётся сам моряк, профессионалом в музыкальном искусстве никогда не был, однако смог впечатлить майора и его определили именно в этот взвод.
– Так получилось, когда проходил отбор, один был кларнетист-профессионал, а я не имел музыкального образования, – вспоминает А. Карпенко. – Играл с шестого класса в совхозе «Степнянском». У нас был хороший оркестр. Во время собеседования немного затушевался, выступая после профессионального музыканта. Я человек простой: мне всё нужно заучить и запомнить. Уже сыграл наизусть произведение, а сам думаю: «Куда я влез?», собирался «давать заднюю». Однако товарищ майор оценил мою игру и определил в оркестр. Начал с валторны, потом перешёл на альт и трубу.
Прослужил Александр Фёдорович два года.
А перед армией получил первое образование в городе-курорте Туапсе. В туапсинском мореходном училище. Первый выход в море случился в 1967–68-х гг. во время практики на танкере итальянского происхождения «Леонардо Да Винчи». Перевозили нефть. В эти годы молодой моряк повидал многое: посетил Кубу, порт Гаванну с заходом в Гибралтар. Тогда и не подозревал, сколько приключений ещё впереди.
После ходил на танкере «Дзержинск». Возили растительное масло в страны Африки: Египет, Марокко, а ещё – в существовавшую тогда Югославию в порты Риека, Трогир и Сплит. В этот же период ему посчастливилось принять участие в составе обеспечения Военно-морского флота, как вспомогательного флота, в грандиозном военном конфликте между Египтом и Израилем за Синайский полуостров.
После армии моряка ждали океаны. Торговый флот. В 70-м начал работать на танкере «Ленинград». Первым рейсом на судне из порта Батуми отправились в порт Рейкьявик. Переправляли авиационный бензин. Таких путешествий было 3.
А вот свою кругосветку
А. Карпенко совершил позже, именно на «Ленинграде».
– Всего за шесть месяцев работы на танкере человек смог пройти четыре океана. Не у всех есть такой послужной список, как у Александра Фёдоровича, – заметил друг моряка, Александр Смекалов. Кстати, он также отдал свою жизнь флоту. – А самым удивительным является тот факт, что А. Карпенко пересёк экватор. Тогда дали ему специальный диплом, по флотской традиции он выпил морской воды за экватором. Я сам когда-то был возле самой середины, всего за 360 километров, но мне так и не удалось его пересечь. Не каждому давали и специальный диплом о пересечении экватора, в какой-то момент он вовсе исчез. Сложно даже вообразить, что один человек смог побывать в настолько далёких друг от друга местах, совершив целое кругосветное плавание.
Грандиозное путешествие началось с порта в городе Туапсе. Погрузили дизельное топливо на борт и отправились в путь. Черное море – Босфор – Мраморное море – Дарданеллы – Эгейское море – Средиземное море – пролив Гибралтар, а оттуда уже в Атлантический океан. Менялись воды морей, океанов и заливов – менялись страны и города. Был в Санта-Крус-де-Тенерифе, Лас-Пальмасе, на Канарских островах. А там уже и экватор. В Восточном полушарии прошли через мыс Игольный, чтобы попасть в Индийский океан в порт Вишакхапатнам.
После – держали курс на Японию в Нагасаки и остров Кюсю в Тихом океане. В стране Восходящего солнца оказались случайно. Заказали доставку картофеля на Дальний Восток – пришлось отправиться за ним в доселе неизведанную
А. Карпенко Японию.
После танкер пошёл на север, к Северному Ледовитому океану, через порт Находка, бухту Провидения и Берингов пролив.
Помогали преодолеть неприступную ледяную водную гладь два ледокола: «Мурманск» – на востоке и «Владивосток» – на западе.
– Тяжеловато было проходить через вечные северные морозы, – вспоминает Александр Фёдорович. – Помню, я видел на вахте ледокол «Ленин», он подошёл к нам в тумане ранним утром. После порта в Мурманске, взяли курс на Вентспилс. В Латвии наш танкер взял на буксировку судно «Балтиец», чтобы провести буксировку к порту в Новороссийске. А в сильный шторм в Бискайском заливе мы потеряли объект. Что только не делали, пока его зацепили назад. Прошло аж 12 часов. В Новороссийск вернулись благополучно.
Музей в отдельно взятой квартире
Много времени прошло с момента приключений моряка. В 75-м году завершилась флотская жизнь. Александр Фёдорович вернулся в родную Кущёвскую. Отучился на водителя. Возил многих уважаемых людей. Работал в райисполкоме. Сейчас уже на пенсии. Ветеран труда. Воспитал прекрасных детей, сейчас растит и внуков.
Однажды вместе со своим товарищем Александром Смекаловым решил организовать музей. Все началось с Бессмертного полка. Организовали стену, посвящённую подвигам родственников.
А потом, когда внуки стали спрашивать и про их судьбу, решили сделать морской музей. Рядом с портретами героев войны и семейным древом появилась история их рейсов.
На стене есть карта мира, где гирляндой разного цвета отмечены города и порты, где когда-то бывал моряк Карпенко. Показан тяжёлый путь через непроходимые льды и жаркую Африку, суровый Рейкьявик и гостеприимную Кубу. Появились стенды с памятными и дорогими фотографиями с мест, где когда-то бывал. С оформлением музея помогает верный друг Александр.
Теперь в отдельно взятой квартире запечатлена и записана история моряка, повидавшего целый мир. Внуки часто заглядывают к дедушке в музей, чтобы окунуться в романтику морей и океанов и услышать рассказ о прекрасных городах и неведанных странах.
Фото из архива А. Карпенко.