Биология – одна из самых важных наук для человека, ведь она подробно изучает жизнь человека во всех её проявлениях. Сложные биологические концепции не давали покоя людям с давних времён. Независимо от достижений, происходящих в области науки и техники, многие явления всё ещё требуют разумного объяснения. Например, тайна появления людей на Земле. О том, как привить любовь к познанию окружающего нас мира, пойдёт речь в интервью нашего корреспондента Е. Лубенец с почётным работником воспитания и просвещения Российской Федерации учителем биологии МАОУ СОШ № 1 им. Н.И. Кондратенко С. Смирновой.
– Светлана Николаевна, как Вами был сделан выбор в пользу биологии?
– С выбором профессии я определилась в первом классе кущёвской школы № 6. Моим первым школьным учителем стала Лидия Антоновна Цурикова. Добрая, внимательная, очень ответственная. В нашем классе было много отличников и хорошистов. Я сразу заявила дома, что буду учителем. Хочу со страниц районки пожелать Лидии Антоновне крепкого здоровья, благополучия и долгих лет жизни. Кстати, когда я окончила педагогическое училище, новенькую трудовую книжку на первой в моей жизни августовской конференции мне вручила именно Лидия Антоновна. Это был сюрприз от организаторов конференции.
После я училась в школе № 1. Лариса Григорьевна Рудакова, Светлана Михайловна Ананич, Любовь Ивановна Кочура, Алла Иосифовна Букштын, Лариса Ивановна Дзюба – педагоги с большой буквы, пример профессионализма, настоящие учителя советской школы. Они добавили уверенности в правильности будущего выбора профессии. Классный руководитель – Лидия Леонидовна Лазько, учитель физики. Лидия Леонидовна мне, ученице 7-го класса, разрешала проверять с ней лабораторные работы других учеников, да ещё красной пастой! Это было такое доверие! Сегодня я пользуюсь этим приёмом вовлечения детей в работу и разрешаю уже своим ученикам проверять тетради друг друга; проверять справедливо, опираясь только на критерии оценивания. Ребятам нравится этот процесс, и каждый год кто-то из них обязательно выбирает профессию учителя.
Работая в школе, я заочно обучалась на биофаке Ростовского-на-Дону государственного университета. Вот уже много лет преподаю биологию в школе
№ 1, которая, стала родным домом.
– Есть мнение, что природная любознательность, тяга к самостоятельным исследованиям у детей убивается тем, что всё можно «нагуглить» – найти любую информацию, ответить и забыть. Вы замечаете это?
– Замечаю. Но работа учителя и заключается в том, чтобы ученик не смог забыть, что он «нагуглил», чтобы информация, которую он нашёл, осталась в памяти, пригодилась в дальнейшей жизни. Мы вместе повторяем, объясняем, запоминаем. Всё, что нашёл и выучил, забыть не должен. Хочется также отметить, процесс поиска информации в Интернете – тоже исследование, особенно, если в него вовлечён родитель. Ведь ребёнок набирает что-то в поисковике, выбирает подходящий ему ответ, советуется. А значит – он размышляет, анализирует, сравнивает и так далее. То есть в этот момент изучает теорию, а на уроках мы прорабатываем вопрос глубже.
– Способы привлечения учеников к изучению предмета меняются?
– Безусловно. Один из них – проектная деятельность. Во время работы над проектом ребята ищут информацию, учатся анализировать и делать выводы, находят и исправляют свои ошибки. Вместе из семян, черенков, листьев выращиваем растения, ухаживаем за ними, радуемся их цветению. Учимся моделировать, начиная с 5-го класса. Сначала – это клетки, процесс фотосинтеза, дыхания у живых организмов. Потом – это модели сердца, желудка и других органов. Учимся измерять пульс, давление, оказывать первую медицинскую помощь. Практические занятия обязательно помогут ученику и на выпускных экзаменах, и в повседневной жизни.
В школе № 1 имеется отдельный кабинет научно-практической деятельности с современными микроскопами, оборудованием.
– И всё же: зачем биологию изучать в школе?
– Человек живёт в мире природы, он сам – часть природы. Биологию нужно изучать, чтобы знать и понимать окружающий нас мир. Ведь это наука о жизни на Земле. Главная задача учителя биологии сегодня, на мой взгляд, научить современное поколение любить и ценить природу, заботиться об экологии нашей планеты. Вы только посмотрите – экологические катастрофы, изменение климата, угроза вымирания многих видов животных – всё это делает Землю менее жизнеспособной. Например, некоторые виды черепах (кожистая, зелёная) страдают от загрязнения морей и океанов, неправильной утилизации пластиковых отходов. Однако, мы можем внести вклад в решение этих проблем, начиная с экологического воспитания родителей и детей.
Уроки биологии формируют бережное отношение к живой природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Почувствовать себя первооткрывателем и посмотреть на строение клетки организмов может любой ученик – для этого нужен лишь микроскоп. На уроках биологии можно рассмотреть под микроскопом кожуру лука или другого растения, сравнить особенности строения клеток. А ещё каждый ученик может почувствовать себя начинающим генетиком, разбирая задачи о наследовании признаков. Будет интересно решить такую задачу и о себе, вычисляя, почему именно вы имеете такой цвет глаз или волос, а заодно расспросить своих родителей о бабушках и дедушках.
Для человечества давно было очевидным, что многие люди похожи на своих предков, а некоторые виды животных имеют характерные только для них признаки. Тем не менее, генетика достаточно молодая наука, а сам термин появился только в 1905 году. В XIX веке Грегор Мендель в результате долгих исследований вывел законы наследования признаков при скрещивании особей. Изучение строения клетки имело огромное значение для многих наук, в том числе и для генетики. Так, Август Вейсман установил, что хранение и передача наследственных признаков в клетке осуществляется через клеточное ядро.
Кроме того, достаточно любопытно изучать строение тела человека и его скелет, который является основой опорно-двигательной системы.
– Среди бывших учеников есть те, кто углублённо изучает биологию?
– Очень многие девчонки и мальчишки стали медицинскими сёстрами и медицинскими братьями, фельдшерами, окончив наш медицинский колледж. Конечно, есть и врачи: хирурги, терапевты, педиатры, анестезиологи, военные медики. Есть учителя, тренеры, работники пищевой и химической промышленности.
– Какая область биологии Вам наиболее близка?
– Наверное, ботаника. Растениеводство – моё весенне-летнее увлечение. Я «заражаю» им ребят. Мы вместе следим за развитием растений, их цветением. Почти на каждый урок кто-нибудь из учеников принесёт неизвестный ему листочек или цветок в надежде, что я помогу определить название растения. И тогда мы вместе со всем классом решаем возникший вопрос. Да и жучков разных тащат по совету родителей: рассматриваем, изучаем.
– В мире зафиксирован случай создания, по сути, биоробота – это уже не жучки и таракашки. Биороботы Илона Маска – это, по Вашему мнению, достижение в области биологии или наоборот начало истребления живого?
– Да, первому человеку уже вживили в мозг нейрочип. По задумке американских учёных, это должно помочь людям с тяжёлыми травмами, заболеваниями мозга, параличом, а также улучшить качество жизни любого желающего. С помощью таких чипов, как объясняют создатели, можно написать сообщение в смартфоне или включить телевизор, не делая никаких манипуляций руками. Но я думаю, что официального разрешения на внедрение нейрочипов не будет. Это, безусловно, достижение современных технологий, но и возможность манипулировать сознанием человека. На этом основании жучки и таракашки гораздо свободнее в своём выборе.
– А ведь всё начиналось с элементарного микроскопа...
– Действительно, в марте 1882 года Роберт Кох объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз. Бактерия – возбудитель туберкулёза – была названа его именем, палочка Коха. С помощью того самого микроскопа Кох открыл и возбудителя столбняка. Своими открытиями учёный спас тысячи жизни людей.
В 1905 году Роберту Коху за его исследования и открытия в отношении туберкулёза была вручена Нобелевская премия.
Конечно, не только этот подарок, но и характер учёного привели к успеху. Роберт Кох отличался колоссальной трудоспособностью, увлечённостью творческой работой, упрямством. Его открытие послужило на благо цивилизации.
– Порой открытия происходят случайно. В 1596 году Жак Картье отправился в экспедицию на корабле для исследования берегов Канады. Весь экипаж заболел цингой. Высадившись на берег Св. Лаврентия, моряки не нашли ни лимонов, ни овощей. Как удалось спасти выживших членов команды?
– Цинга – это острое хроническое заболевание, вызываемое дефицитом аскорбиновой кислоты (витамина С) в рационе. Первые симптомы цинги проявляются, когда общий запас витамина С в организме падает ниже пяти граммов. Организму необходим витамин С для эффективного использования углеводов, жиров и белков. Цинга характеризуется в основном анемией, геморрагическими проявлениями на коже и в опорно-двигательном аппарате, дёсны начинают кровоточить, зубы расшатываются. Без приёма витамина С симптомы цинги проявятся через один-три месяца. При отсутствии лечения цинга приводит к летальному исходу.
Местные жители, которым была уже известна эта болезнь, научили капитана настаивать хвою сосны. Её настой и спас членов команды от смерти. Дело в том, что в хвое содержится не меньше 200 мг % витамина С – столько же, сколько в чёрной смородине и облепихе, и в 7 раз больше, чем в лимонах. А в зимнее время уровень витамина С в хвое ещё выше.
В истории есть ещё известный факт, когда напиток из хвои спас жизни блокадников Ленинграда. Рядом с городом росли хвойные леса с большими запасами этого сырья, и советские специалисты в кратчайшие сроки разработали специальный витаминный коктейль. В Ленинграде функционировало более ста установок по переработке хвои, которые спасали жителей от цинги.
– Наиважнейшие достижения в области биологии за последние годы.
– Открытия в биологии никогда не закончатся, ведь природа не имеет границ. Стремительный технический прогресс и развитие человечества открывают перед людьми огромные возможности по изучению окружающего мира.
Одним из наиболее значимых открытий в области биологии XXI века является расшифровка человеческого генома. В 2003 году был завершён проект «Геном человека», который позволил учёным прочитать последовательность всего набора генов, кодирующих информацию, необходимую для развития и функционирования организма. Это открытие стало ключевым моментом в понимании генетической основы различных заболеваний и разработке новых методов и лекарственных препаратов.
Человек научился пересаживать свои гены в клетки микроорганизмов для промышленной выработки инсулина, интерферона и других белков.
Конечно, нельзя не упомянуть клонирование млекопитающего, овечки Долли. Первая работа по клонированию млекопитающего была проведена в 1996 году учёными при одомашнивании овец. Для проведения эксперимента использовали соматические клетки молочных желез, которые находились во взрослом состоянии. Получившаяся в результате овца Долли росла и развивалась, способная размножаться естественным путем без каких-либо неудобств.
Расшифрованы геномы болезнетворных бактерий.
Российские учёные создали первую в мире вакцину против новой коронавирусной инфекции COVID-19, спасшую миллионы жизней.
Одна из наиболее быстроразвивающихся отраслей биологии – нейробиология. За последние годы в этой области было сделано огромное количество невероятных открытий. Например, сегодня учёные знают, как влияют на наш мозг смартфоны. Ещё открыли системы самоочищения мозга, узнали, что, как и искусственный интеллект, люди способны к глубокому обучению. И одно из важнейших открытий – новый шаг к управлению памятью. Учёные теперь могут выборочно стирать информацию. Это исследование поможет в будущем людям, страдающим от болезненных воспоминаний.
А не так давно израильским учёным удалось при помощи так называемого 3D-принтера напечатать реальное человеческое сердце в миниатюре, которое имеет такие же кровеносные сосуды и клетки, которые выполнены из специальной смеси стволовых клеток человека и соединительной ткани.
Может быть, не все открытия и изобретения современности приживутся в нашей с вами жизни. Но узнавать что-то новое – это так интересно!
– В старом здании школы № 1 был большой холл, который, благодаря Вашим трудам, радовал разнообразием комнатных растений. В новой школе Вы продолжили своё увлечение?
– Конечно, продолжила. Этому увлечению много лет, и бросать его не собираюсь. Коридоры и холлы нашей школы и сегодня украшают зелёные растения. В кабинете растут герани, традесканции, бегонии, колеусы, выращенные руками учеников. Цветут орхидеи, за удивительным цветением которых дети наблюдают каждый день. Дети – сами цветы жизни. Дети растут, цветы растут... Так и должно быть.
– Ваше педагогическое кредо. Что вдохновляет и мотивирует?
– Уверена, что труд учителя навсегда останется с учеником, как и усилия родителей. Реализовать себя, свои умения, понять окружающий мир маленькому человеку помогают взрослые. Дети сначала не понимают, чему и зачем их пытаются учить. Понимание приходит позже, по окончании школы.
Самое лучшее в работе учителя то, что на его глазах мальчишки и девчонки становятся грамотными, образованными, успешными, выбирают любимую профессию, которой в будущем посвятят свою жизнь.