Печальный и даже постыдный факт: российские ребята 15-летнего возраста по результатам исследования читательской грамотности занимают 41-43 место среди 65 стран.
Сегодня мы поговорим о читательской грамотности, договорившись, что читательская грамотность – не синоним начитанности.
Сам термин «читательская грамотность» за последние несколько десятилетий изменил свое значение. Это способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, умение получить из текста информацию, построить на ее основе суждения, сделать выводы.
Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную, заметку в колонку газеты или опубликовать вдумчивый грамотный пост в социальных сетях? Люди подписывают банковский договор, не читая его, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
Ученикам нашего района в скором времени предстоит обучаться в колледжах и вузах страны, поэтому нужно уметь разбираться в схеме проезда. Например, вы находитесь в городе, в Московском метрополитене и вам необходимо добраться от учебного заведения в спорткомплекс.
Что нужно знать из базовых понятий?
Схема метрополитена в основе имеет кольцевую структуру, каждая радиальная линия определенного цвета. Места пересадки с одной станции на другую обозначены большими кружками. Вы находитесь, к примеру, на станции «Проспект Мира», как добраться от этой станции? Вопрос не затруднит не только жителя мегаполиса, но и человека, владеющего читательской грамотностью и способного ориентироваться на карте.
Реальные случаи применения читательской грамотности иногда удивляют наших учеников. Семиклассница рассказала, как на примере медицинской инструкции к лекарству она училась анализировать текст, помогая бабушке. Перед ней была инструкция к гелю для наружного применения «Вольтарен». Девочке нужно было узнать дозировки, срок годности геля. Перед ней стоял вопрос, можно ли применять этот препарат людям, склонным к приступам бронхиальной астмы? В разделе аннотации она смогла найти нужную информацию.
Мы привыкли, что инструкции к лекарственным препаратам – это тяжелые тексты, предполагающие знание сложных предметов – биологии, анатомии, химии. Но если владеть основами читательской грамотности, а именно – анализом, умением получать из текста информацию и делать выводы, то возможно освоить всё.
Можно много спорить о важности читательской грамотности и ее значении в жизни современного человека, но факты – вещь неоспоримая, и все чаще мы убеждаемся в том, что тот, кто владеет читательской грамотностью – владеет ситуацией.