На эти и другие вопросы в беседе с гл. редактором газеты «Вперёд» О. Кутовой отвечает географ, депутат Совета МО Кущёвский район, директор СОШ № 16 О. Шелест.
О. Кутовая:
– Ольга Николаевна, где учат на географов?
О. Шелест:
– В каждом университете нашей страны имеются географические факультеты. Именно там можно получить квалификацию географа-преподавателя. Я, например, окончила в 1995 году Ростовский-на-Дону государственный университет, геолого-географический факультет, отделение «География». Мои коллеги-географы в свое время обучались в Кубанском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете. И сейчас выпускники наших школ выбирают эти вузы.
– Почему выбрали именно этот предмет? Интересно его преподавать?
– На выбор профессии большое влияние имеет семья,школьные учителя, взрослые. Мне очень повезло, я училась в кущевской школе № 1, окончила её с серебряной медалью. Я благодарна всем учителям школы № 1, именно они дали мне крепкие знания, которые помогают в жизни.
Географию преподавать очень интересно! Уникальность географии заключается в объединении целого комплекса знаний, которые помогают понять взаимодействие человека и природы. Развитое представление о планете, её строении и поверхности создают полную картину мира. Опираясь на эти знания, мы ведём хозяйственную и экономическую деятельность.
– Можете, как герой фильма «Пальма», с закрытыми глазами путешествовать по карте? А по глобусу?
– Могу так путешествовать! Любой географ знает географическое положение крупнейших объектов мира, обязательно находит их на географической карте или глобусе наяву и в своей голове. Географическая карта – это язык географии. Поэтому, даже рассказывая о каких-либо объектах, мы представляем его соседей на севере, юге, западе, востоке. Знание географической номенклатуры (перечень географических объектов) у географов можно сравнить со знаниями анатомии человека у медиков, юристов – законодательства.
– Почему Земля из космоса кажется голубой?
– Название «Голубая планета» появилось сравнительно недавно. Во второй половине ХХ века, когда человек смог взглянуть на Землю со стороны, из космоса. Именно на космических снимках Земля представляется голубой.
Было бы странно, если бы название «Голубая планета» дали Земле люди в древности, когда для них суша и море существовали словно по отдельности. Они, конечно, видели, что океан огромен, но вряд ли точно представляли себе, насколько он велик. Позднее человек исследовал Землю, составил карты полушарий, сделал глобус и увидел, что большую часть поверхности планеты занимает вода. Но опять же, сделать вывод о цвете планеты целиком он вряд ли сумел бы.
И вот когда человек увидел Землю с орбиты, он был удивлен: какая она голубая и красивая. Воды на Земле более 70% территории, и именно это её господство определяет общий цвет планеты.
– Почему реки текут на север и что было бы, если бы мы повернули их вспять?
– Смотря о каких реках идёт речь. География наука точная!
Вы имели ввиду реки Сибири? Обь, Иртыш действительно текут с юга на север по Западно-Сибирской равнине. В СССР был грандиозный проект поворота этих рек вспять. Планировали провести канал «Сибирь – Средняя Азия» длиной 2,5 тысячи километров и шириной до 300 метров. Проект предусматривал доставку воды из реки Обь в две южные республики СССР – Узбекистан и Казахстан. Второй этап проекта – это сооружение 10 станций для перекачки воды из Иртыша в Казахстан. Проект включал постройку масштабной сети каналов и водохранилищ. Цель – доставка воды для орошения при выращивании хлопка и для судоходства. Именно тогда географы, экологи, гидрологи высказали опасения по поводу отрицательных экологических последствий строительства канала и подтвердили это экспертными заключениями. Ученые предсказали экологическую катастрофу. В реках погибли бы многие виды рыб, изменился режим вечной мерзлоты на севере Западной Сибири. Произошло бы засоление территории около нового канала. В результате реализации проекта повысилась бы соленость воды Северного Ледовитого океана из-за потери части речных стоков из Оби и Иртыша. Автомобильные дороги и небольшие города неподалеку затопило бы. Непредсказуемо могла повести себя вечная мерзлота. Поэтому в 1986 году реализацию плана отложили.
– География и экология — близнецы-братья?
– Думаю, что братья точно, но не близнецы! География изучает поверхность Земли, её природные условия, распределение на ней природных объектов, населения, экономических ресурсов, это сфера территориального распространения чего-либо. География
(с греческого geo – «Земля», grapho – «пишу, описание») – одна из самых древних наук.
Экология – это наука об организмах в окружающей их среде. Название происходит от двух греческих слов: «экос» – дом, местопребывание и «логос» – наука. Все существа на Земле живут не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом и со средой, которая их окружает. Эти-то взаимодействия и изучает экология.
– Ольга Николаевна, где приходилось путешествовать? И куда хотелось бы поехать?
– В моей семье очень любят путешествовать. В школьные годы я побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Болгарии (Софии, г. Стралджа). В студенческие годы практику проходила в Петрозаводске (Карелия), ст. Вешенской Ростовской области – на родине М.А. Шолохова, в Кавказском биосферном заповеднике. Сейчас тоже стараемся посещать красивейшие места нашей Родины. Моя меч-
та – побывать на озере Байкал.
– Континент мира, где началась жизнь и где она сохранится несмотря ни на что?
– Существует много теорий происхождения жизни. Исследования и свидетельства показывают, что Африка – это континент, на котором, возможно, зародилась жизнь человека. Именно в Африке были найдены древнейшие окаменелости ранних предков человечества. Современные люди, Homo sapiens, появились на этом континенте.
А где сохранится жизнь на Земле несмотря ни на что? Покажет жизнь. Очень многое зависит от человека, как он распорядится своими знаниями, будет ли созидать или все разрушать на своем пути.
Об этом на уроках географии мы тоже говорим. Воспитание детей через каждый предмет считаю очень важным в педагогике.
– Зачем человеку география: фонвизинский Митрофанушка в ней не нуждался, да и пользование Интернетом не способствует накоплению знаний у сегодняшних учеников.
– География – один из предметов, который даёт комплексное представление о мире, нас окружающем. Сейчас у географии
есть два больших блока. Её фундамент – это физическая география, занимающаяся вопросами природы и различными процессами, происходящими в рамках планеты или более мелких её частей. Второй блок – социально-экономическая география – решающая вопросы хозяйственной деятельности людей. География взаимодействует практически со всеми видами наук, в особенности с естественнонаучными, коей она и является. Особенно физическая география. Её знания сильно опираются на знания химии, физики, биологии, астрономии и др. естественных наук. Также география активно взаимодействует с гуманитарным науками, в особенности социально-экономическая география. Это такие науки, как социология, экономика, психология, обществознание, история, право, культурология, религиоведение и т.п. Современная география уже немыслима без технических наук, а именно математики и её разделов (геометрия, тригонометрия, алгебра), информатики, энергетики и т.д.
География помогает ученикам комплексно взглянуть на мир и сформировать целостную картину мира. На географии мы учимся работать с особым источником информации, который редко применяется на других предметах, и Интернет нам здесь в помощь.
Иногда землетрясения происходят из-за деятельности человека. Например, они могут произойти во время добычи полезных ископаемых и при строительстве водохранилищ.
– Апокалипсис был? А будет, с точки зрения эволюционного развития?
– Не знаю, по этому поводу очень много гипотез. Потеря некоторых знаний о прошлом привела к кризису настоящего. Выходит, мы отличаемся от наших далеких предков лишь тем, что изобрели технические орудия уничтожения живой природы: бьем китов из пушек, лес валим техникой, рыбу вылавливаем километровыми неводами, отвоевываем земли застройками и другое. Мы и сегодня действуем по принципу далеких прадедов: сначала выбиваем, потом выращиваем снова. Жить на Земле становится все теснее. Планета Земля, отравленная отходами человеческой деятельности, – один из возможных сценариев апокалипсиса. Но выбор пути, по которому последует человеческая цивилизация, пока еще остается за нами. Важно лишь успеть сделать его вовремя.
– Великие географические открытия? Ваш кумир-открыватель?
– Период в истории человечества, начавшийся с конца ХV века до начала XVII, называется эпохой Великих географических открытий. С этим периодом связаны открытия и исследования Бартоломеу Диаша, Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана, Абеля Тасмана, Генри Гудзона.
Я не могу назвать одного моего кумира-первооткрывателя. Объсню. Образцом чести, выдержки, огромного терпения на пути к цели считаю русских мореплавателей, путешественников – Афанасия Никитина, Семена Дежнева, Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, Василия Головнина, Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева; первооткрывателей Антарктиды: Якова Санникова, Григория Шелихова, Фердинанда Врангеля. Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Это достойные примеры для подрастающего поколения.
– Возможны ли географические открытия сегодня?
– Конечно, возможны! Если говорить о великих путешественниках современности, то никак нельзя обойти стороной уникальный талант Фёдора Филипповича Конюхова покорять то, что, на первый взгляд, покорить невозможно. Сегодня Конюхов – первый из лучших путешественников планеты, которому покорились Северный и Южный полюса, высочайшие вершины мира, моря и океаны. В его активе более сорока экспедиций в самые недоступные места нашей планеты.
– В качестве географа охарактеризуйте Кущёвский район.
– С удовольствием сделаю это. Кущёвский район расположен в северной части Приазово-Кубанской равнины. На севере и востоке граничит с Ростовской областью, на западе со Староминским, на юге – с Ленинградским и Крыловским районами Краснодарского края. 74 населенных пункта расположено на территории Кущёвского района. Муниципальное образование Кущёвский район образуют 12 сельских поселений.
Территория района – 237,2 тыс. га, из них сельхозугодий – 215,4 тыс. га. Рельеф района является пологоволнистым, с небольшим уклоном на запад и северо-запад. Ландшафт – степной. Из-за хороших агроклиматических условий и равнинного характера рельефа хорошо развивается сельское хозяйство, в частности, растениеводство. Кущевский район является засушливым, так как сумма осадков в год составляет 508–640 мм, 60–70% осадков выпадает в теплый годовой период, это является основным количеством. Благодаря умеренно-континентальному климату характерна теплая зима и очень жаркое лето.Температура выше 0°С имеет продолжительность около 268 дней, температура характерная для января + 5°С, а июля +28°С. Преимущественны северо-восточные и восточные ветра. По территории района протекают следующие реки: Ея, Куго-Ея, Мокрая Чубурка, Россошь, Сосыка, Эльбузд, Кавалерка. Кущевский район является стратегической развязкой следования к побережью Азовского, Черного морей, Северному Кавказу и Закавказью. До административного центра Краснодарского края – города-миллионера Краснодара – расстояние 220 км. В 80 км на север от ст. Кущевской располагается город-миллионер Ростов-на-Дону. Выгодное экономико-географическое расположение нашего района способствует развитию его экономики.