Сергей Николаевич Пикуза родился в 1957 году в ст. Кущевской, а проживал в с. Новоивановском. Его отец, Николай Дмитриевич, работал в машинотракторном парке села Новоивановки. Изобретатель сделал приспособления для обрезки лесополос, измельчения травы для скота, агрегат для открытия виноградника. Был управляющим на втором отделении совхоза «Степнянский». Мама, Тамара Никитична, была рядовой колхозницей. Как и многие женщины села пропалывала свёклу, подсолнечник. Работала кассиром в конторе села Новоивановки.
Сергей Николаевич ещё в детстве увлёкся фотографией. Первый фотоаппарат Сергея Николаевича был «Смена-6». В то время – дорогое удовольствие. Мало того, что нужен фотоаппарат, но следует найти фотопленку. Из отснятых кадров могло не всё получиться, но узнавали об этом только тогда, когда пленка проявлялась. Это делали в домашних условиях или в лаборатории – трудоемкая работа. Первые шаги в ремесле Сергей Николаевич сделал после изучения книги о фотографии, которую ему подарили. В основном снимал природу, одноклассников.
Ещё он очень хотел стать радиотехником. Первый его радиоприемник был детекторный. Натягивалась длинная антенна 20-30м, подключались наушники. В Таганрогском радиотехническом институте ему интересно было учиться. Коллекционировал фотоаппараты; одним из них, «гармошкой», гордился, потом часть продал, чтобы купить «Зенит-TTL» с олимпийской символикой (нужной суммы не хватило и отправился в стройотряд).
Шелкография – самый древний и практичный метод нанесения изображения. История шелкографии начинается с далеких веков. Вопреки предположениям, что техника трафаретной печати зародилась на Востоке, в частности, в Китае и Корее, где впервые начали производить шелк, есть основания полагать, что трафаретная печать зародилась на территории современного Ливана. Рождение шелкографии нужно рассматривать не как рождение искусства, происходящего от печатания по тканям, а как рождение технологии, базирующейся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц – штампов, на которые тампонами, изготовленными из различных тканей, наносилась краска.
* * *
Как-то знакомый предложил Сергею Николаевичу заняться деколью для наклеивания на модели самолетов и танков времен войны. Деколи следовало печатать, что Пикуза и начал делать. Поначалу монтировали и печатали по 5 штук на 1 листе. Ездили в Москву, учились, потом создали свое дело и начали работать. Формировали наклейки на кружки, футболки и не только. Шелкография – это один из способов трафаретной печати, где в качестве формы используют тканевые или металлические сетки, предназначенные для шелкографии. Шелкография – это целая технология, которая позволяет наносить краску на стекло, ткань, мешки, бумагу, одежду. Сергей Николаевич провел нам мини-экскурсию и показал станки для шелкографии.
Мне самому удалось кое-что сделать, распечатать текст. Понял, как подготавливается изображение, которое печатается на материале, как выводится на специальную пленку на принтере, как получается фотовывод. Чтобы подготовить трафарет, нужно взять раму, на которой натянута сетка, и на сетку нанести эмульсию. После того как эмульсия высохнет, через специальное устройство произвести засветку, а фотовывод поместить на материал. Трафарет готов, далее он устанавливается на станок, на него наносят краску; мастер работает ракелем и изображение переходит на ткань, бумагу и т.д.
У Сергея Николаевича есть станки карусельного типа, ручной печатный станок. Я был удивлен и никогда бы не подумал, что именно таким образом можно выводить краску на разные материалы. Это очень интересно.
За чашечкой чая Сергей Николаевич показал нам свои работы. Это были майки с разными принтами, кружки. Он показал нам кружки, которые могут изменять цвет в зависимости от температуры воды, находящейся в ней.
Сколько еще удивительных ремесел знают жители Кущевского района? Сегодня я узнал и рассказал только об одном из них.