Фото марки 111480, посвящённое космосу, из коллекции В. Попова.
Фото марки 111480, посвящённое космосу, из коллекции В. Попова.
По данным общего отдела администрации Кущёвского сельского поселения, первые упоминания переулка Микояна в похозяйственных книгах начинаются с 1961 года. Первые земельные наделы здесь появились в начале 60-х годов прошлого столетия.
По словам Василия Александровича Андриенко, директора архива Кущёвского района, перед оккупацией Штейнгартовского района, весной 1942 года руководство райкома партии получило приказ – уничтожить все имеющиеся документы. За недолгий период оккупации население района в полной мере испытало на себе «новый порядок», установленный фашистами. Он исходил из задач «немедленной и полной эксплуатации оккупированных областей в интересах военной экономики Германии». На практике это означало тотальный грабёж ресурсов и жителей, насильственный угон, казни и концлагеря.
8 июля 2024 года в России торжественно отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали – самого масштабного проекта строительства железных дорог в России. Её строили согласно постановлению советского правительства
«О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
Там, где было опаснее и труднее всего, шел русский солдат. Именно военным отрядам первопроходцев предстояло пройти по местам, где не ступала нога человека, и не только пройти, но и организовать опорные пункты строительства: поставить временное жилье, социальное объекты, создать необходимые условия для труда и отдыха будущих строителей. Все это надо было сделать в сжатые сроки до наступления весенней распутицы – осенью и зимой 1974 года.
Десять лет назад произошло исторически справедливое событие – Крым вернулся в состав России, он вернулся домой!
Жители Крыма на всенародном референдуме приняли это решение сообща. Этот осознанный выбор лишь подтвердил, что мы - единый российский народ. Наши добрые соседи и друзья выбрали безопасность, развитие и движение к лучшему будущему вместе с Россией. А Крымская весна для всех нас стала символом народного единения, твердой гражданской позиции и веры людей в свое государство.
Уверен, вместе нам по плечу справиться с любыми вызовами - мы продолжим развивать сотрудничество с Крымом и будем сообща работать во благо нашей страны.
Продолжаем рассказ про героев БАМа, которые внесли в её строительство немалый вклад. В Кущёвском районе 7 земляков, участвовавших в возведении пути к Дальнему Востоку. Один из них — кущёвец, Николай Клевцов.
Свой путь в край суровой, но прекрасной тайги Николай Николаевич начал ещё в 1974 году – в самом начале БАМа.
В 1973 году закончил он школу, а позже – водительские курсы. Юному Николаю не хотелось обременять родителей, сидеть у них на шее, поэтому он сразу пошёл работать в совхоз.
В мае следующего года парнишку призвали в армию. Он попал в железнодорожные войска.
– Прошёл обучение в учебном полку железнодорожных войск. Мне предлагали остаться в учебке, но тяга к приключениям и романтике пересилила все перспективы. В тот момент была на слуху стройка века: о ней везде писали, говорили и звали туда. Ну, я и захотел попробовать. А почему нет? - поделился Н.Н. Клевцов.
Свой путь на БАМ кущёвец начал со станции Лозовой в Харьковской области, куда его отправили после обучения. Попал туда на переформирование уже в звании младшего сержанта.
Дальше — в механизированный батальон. Клевцов занимался с молодыми бойцами, которые только прибыли на службу. В отделении Николая Николаевича было 11 человек 9 национальностей: русские, узбеки, украинцы, азербайджанцы, таджики, евреи и т.д.
На Дальний Восток отправились в феврале. Прибыли на станцию Ургал.
– Первое, что я запомнил об этом далеком крае – суровые морозы, они не похожи на наши, кубанские, – вспоминает мой собеседник. – Иногда температура опускалась до 58 градусов с минусом, нам в такую погоду приходилось работать. Что такое минус 50? Рубишь дерево топором, а он крошится: разлетается метал в разные стороны. Лиственницы тоже замерзшие. Пытаешься её распилить, а с неё летит лёд (замерзший сок дерева). С сибирскими морозами не шутят. Хоть и одевались мы тепло: валенки, полушубки – морозец норовил кусать спину, словно волк. Сидишь возле костра, вроде бы тепло, а спина мёрзнет. Единственным спасением от таких морозов была работа, которая не давала замёрзнуть, – говорит Николай Николаевич.
Со станции Ургал отправили солдат вертолётом глубоко в тайгу. Снег по пояс, кругом голые деревья и больше ничего. Высадили отряд на заснеженной поляне. Лётчики показали направление пути, и пошли солдаты вперёд по глубоким сугробам.
Нашли дорогу, а потом и солдатские палатки. Они принадлежали Омскому мостовому батальону. Такие сооружения не похожи на простые туристические. Они возводятся большими, чтобы помещать в себе около 60 солдат. Делается сруб, настилаются полы, ставят стропила, натягивают подпалатник и сверху само основание палатки. Там есть даже окна, а главное — хорошая печка. Кирпичная, труба от печки проходила практически через всю палатку. Тоёила она достойно, настолько разгоралась, что в помещении было хорошо.
С лета находились на станции Алонка. Называлась она так в честь реки, возле которой стояла. Речка Алонка в переводе с местного наречия значит Ведьма.
Отряд заселился в палатку. Начали трудиться. Работал вместе со своими ребятами и Николай Николаевич, старались обеспечить жильём весь батальон, который состоял из 5 рот. Тогда было зачислено 120 человек. Позже вместе со своими солдатами Клевцов строил автомобильную дорогу жизни, имевшую не меньшее значение.
В начале июня получили КрАЗы (большие грузовые машины). Н.Н. Клевцову дали одну из них. Работало на каждой машине по 2 человека в 2 смены.
Про героев БАМа всё время писали газеты. О стройке дороги в той самой тайге рассказала газета «Красная Звезда» в статье, называвшейся «Дорога уходит в тайгу». О Н.Н. Клевцове там сказано немало добрых слов. Николая Николаевича наградили дипломом Хабаровского крайкома комсомола как строителя БАМа.
– Служба на Алонке оказалась неоднозначной. Была и романтика, которую я когда-то искал, и проблемы. В первое время прибывания отряд питался скудно. Дают булку ржаного промёрзшего хлеба – с ним ничего невозможно сделать, только топором рубить. Мы и делили его топором. Из всех деликатесов – консервы с килькой. Ставили банки на печку и грели. Так и питались. Единственное, что спасало – кофе со сгущенным молоком. Нальешь себе большую кружку и смакуешь. – рассказывал Николай Николаевич.
В 76-ом году батальон, где был Н. Клевцов, направили работать на стройку станции Герби, ближе к Комсомольску-на-Амуре. Здесь тоже начинали с нуля: сразу стали ставить сборно-щитовые здания (казарму), а дальше строили уже сам БАМ.
В дороге к новому месту мы проезжали заброшенные постройки, с остатками насыпи от старого железного пути, мостовые пролеты. Ведь БАМ начали строить ещё в 30-е годы – очень нужна была магистраль стране.
Остались в памяти яркие воспоминания, когда каждое утро после подъёма в 6 утра включали радио, вся в/ч слушала песню Анны Герман «Надежда», которая навевала воспоминания о доме. Так она всем нравилась – сон сразу отступал. Нам песня дарила надежду на светлое будущее, которое мы сможем построить, – пояснил бамовец.
В июне уволен в запас. После грандиозной стройки Николай Николаевич отправился на другую, в Туву, где строил асбестовый комбинат.
В школе увлекался гиревым спортом, даже в армии, случайно увидев гири, выпросил разрешение у старшины в свободное время заниматься таким видом спорта. Собрал небольшую группу физкультурников. А всё потому, что в детстве вдохновился фильмом про разведчиков, где пожилой человек крестился вместе со стулом в руке. Позже уже сам мог повторить подобный трюк.
Много где был Клевцов. Однажды отправили его в командировку в наши родные края, в Кущёвскую, где судьба подарила Николаю Николаевичу подарок на праздник Веры, Надежды и Любви — супругу Леночку. С ней много лет в браке. Вот что значит судьба.
Два года прожили супруги в Ставропольском крае, после переехали в Кущёвскую, где построили дом.
Жена Лена окончила торговое училище в Краснодаре. Работала на мясокомбинате. Родили троих детей, уже есть трое внучек и два внука, в семье ждут правнука.
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Эти строки из известной песни отражают наше отношение к прошлому. Но память о войне – это прежде всего память о тех, кто сражался с врагом, о десятках миллионов погибших, замученных в концлагерях и в плену; о тех, кто работал в тылу. Великая Отечественная — образец массового патриотизма наших людей, невиданного ранее в истории подвига. И почти в каждой семье могут рассказать свою историю. Одна из них — о Владимире Кондратенко.
Владимир Кондратенко, о нём мы начали свой рассказ на первой полосе, родом из удивительной семьи. Чтобы рассказать её историю, надо взглянуть на события двадцатых годов прошлого столетия. Тогда в Кущёвский район хлынули сербы, немцы, литовцы, американцы. Это была американская промышленная эмиграция.
Президиум Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых задач командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградил нашего земляка В.И. Кондратенко орденом Отечественной войны I степени. В представлении командир 10-й гвардейской стрелковой бригады подполковник Н.Е. Терешков указал:
«Будучи в боях под селом Майрамадаг 06.11.1942 г., товарищ Кондратенко из своего противотанкового ружья подбил два немецких танка, поджёг автомашину и под огнём противника вывел с поля боя немецкий трофейный танк».
Это была боевая машина Рz-IV (известная в СССР как T-IV). В истории танкостроения Германии их выпустили больше всего. В ходе боя молодой парень из Штейнгартского района, тракторист в мирной жизни, не растерялся и надрал фашисту уши.
15 февраля исполнилось ровно 35 лет с момента завершения острых военных конфликтов между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов, в которых принимали участие и советские военнослужащие. Тогда советские ребята проявили чудеса мужества.
Кущёвцы тоже воевали. За весь период войны на территории Афганистана сражались 133 бойца Кущёвского района. Один из таких – Николай Крапива. Он пробыл на фронте около 29 месяцев, многое повидал.
До революции большая часть территории Краснодарского края составляла Кубанскую область, образованную в 1860 году из земель Черноморского и Кавказского казачьих войск. Кубанская область занимала северо-западную часть Кавказского края и граничила на севере с Донской областью, на востоке – со Ставропольской губернией и Терской областью, на юге – с Черноморской и Кутаисской губерниями.
Устройство Кубани и Черноморья складывалось постепенно, на протяжении ста с лишним лет. Во второй половине ХIХ века продолжается освоение земель, создается Кубанская область и Черноморский округ (Черноморская губерния). Россия вела длительную военную и дипломатическую борьбу за Черное море и Кавказ с Турцией и другими державами.